Чиновник Минтранса хочет убрать лоцманскую службу
Негосударственные морские лоцманы больше не верят в то, что отрасль водного транспорта курирует добросовестный чиновник, и добиваются встречи с Министром транспорта Максимом Соколовым.
Морская коллегия, которая рассмотрела вопрос о целесообразности создания в морских портах России единой государственной лоцманской службы и приняла решение одобрить данное предложение, внесённое Минтрансом России, состоялась 28 сентября 2012 года во Владивостоке.
Убедить членов Морской коллегии в необходимости принятия указанного решения удалось заместителю министра транспорта Российской Федерации В.Олерскому. Он выступил на заседании Морской коллегии с докладом «О совершенствовании лоцманского обеспечения в портах Российской Федерации». Выдержки из доклада опубликованы, (http://portnews.ru/opinions/950/) и при всей своей краткости вызывают много вопросов.
Стоит согласиться с утверждением доклада г-на Олерского, что лоцманская проводка является частью комплексной системы обеспечения безопасности мореплавания. Но зачем же дезинформировать членов Морской коллегии, заявляя, что законом не установлена обязанность государства по гарантированному лоцманскому обеспечению?
В силу ст. 8 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации…», в целях обеспечения безопасности мореплавания, государством осуществляется регулирование деятельности в морском порту.
В соответствии со ст. 86 Кодекса торгового мореплавания РФ лоцманская проводка судов осуществляется в целях обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами. На основании ст. 89 КТМ Минтранс России устанавливает районы обязательной и районы необязательной лоцманской проводки судов.
Следовательно, в силу закона, на государстве лежит обязанность регулировать такую деятельность в порту, как лоцманское обеспечение судов.
Возможно, что Виктор Олерский этого не понимает, как не понимает точного юридического значения своих слов насчёт отсутствия обязанности государства обеспечивать лоцманскую проводку судов в портах РФ. А ведь он, фактически, дезавуирует международные обязательства Российской Федерации как государства порта.
Далее г-н Олерский предупреждает членов Морской коллегии о том, что по экономическим соображениям в любой момент может быть принято решение закрыть лоцманскую службу и, что в этом случае будет парализована работа 51 морского порта России. Заместитель Министра транспорта употребляет местоимение «мы». Он говорит, буквально, что в случае перехода ФГУП «Росморпорт» на систему раздельного учёта,
– ...нам придется закрывать государственную лоцманскую службу, потому что источников на ее содержание просто не будет.
Я не понимаю, почему члены Морской коллегии промолчали, услышав эту угрозу. Она детская. Даже если Виктор Олерский считает, что Министерство транспорта – это он, то никогда и ни при каких условиях, кроме, разве что, мировой войны, Правительство Российской Федерации не позволит г-ну Олерскому остановить деятельность 51 морского порта страны. По двум причинам: наличия у Российской Федерации международных обязательств и критичности такого поступка для экономики страны.
Источником содержания лоцманов или лоцманских служб во всех странах мира является лоцманский сбор. Во всех странах мира есть крупные и малые порты. Если заместитель Министра транспорта Виктор Олерский делает такие доклады на Морской коллегии, значит, он не умеет организовать лоцманское обслуживание в морских портах.
Выход, который замминистра предложил от имени Министерства транспорта, тоже рассчитан на детский сад. Он хочет отдать лоцманское обеспечение в единую государственную лоцманскую организацию.
Но что изменится в экономике портов от чисто административной манипуляции – передачи лоцманской функции из одной государственной организации – ФГУП «Росморпорт» – в другую государственную организацию?
В экономике портов не изменится ничего. Лоцманскому обеспечению судов, заходящих в 51 российский порт, создание единой государственной организации не поможет никак.
И, раз Минтранс сначала говорит о всероссийском лоцманском федеральном государственном учреждении, затем о федеральном бюджетном учреждении, следом – об акционерном обществе, значит, Виктор Олерский не понимает, как будет влиять на безопасность мореплавания в морских портах и на подходах к ним организационно-правовая форма предполагаемой единой государственной лоцманской организации.
Виктор Олерский добился от Морской коллегии поддержки неизвестно, чего.
Сама угроза ликвидировать лоцманскую службу Росморпорта дорогого стоит. Минтранс обвиняет негосударственных лоцманов в том, что они могут в любой момент закрыть свои организации и прекратить лоцманское обслуживание судов в морских портах. Но теперь фактический руководитель отрасли водного транспорта обещает прекратить лоцманскую деятельность в 51 порту от имени органа государственного управления! Почему, в таком случае, нельзя будет прекратить деятельность единой государственной лоцманской организации – ФБУ, ФГУП или ОАО?
Видимо, рассчитывая на неосведомлённость членов Морской коллегии в вопросах организации лоцманского дела в мире, г-н Олерский сообщает им:
– В большинстве развитых морских государств лоцманские службы являются государственными...
Это не соответствует действительности! На самом деле, не большинство, а подавляющее большинство лоцманских организаций в мире, в том числе, в развитых морских государствах, являются частными. Как правило, они входят в различные профессиональные объединения, например в Европейскую ассоциацию морских лоцманов (ЕМРА), в Международную ассоциацию морских лоцманов (IMPA). Ассоциации тесно сотрудничают.
Поэтому откровенной дезинформацией Морской коллегии является следующий пассаж г-на Олерского:
– Международная лоцманская организация приняла несколько резолюций, в которых настоятельно рекомендует морским администрациям придерживаться или воссоздать единую лоцманскую службу, полностью контролируемую государством.
Во-первых, не корректно приводить подобные важные доводы без ссылки на конкретные резолюции IMPA. А во-вторых, Международная ассоциация морских лоцманов никогда не принимала никаких документов, рекомендующих изменить форму собственности лоцманских организаций с частной на государственную, как хочет сделать Минтранс! Частные лоцманские организации, которые входят в IMPA и ЕМРА и платят членские взносы, ни в коем случае этого не допустили бы!
Что касается службы, «полностью контролируемой государством», то это не план, который намерен осуществить Минтранс, а уже существующая повседневная практика повсюду в мире, в том числе, и в России. Государственные и негосударственные лоцманские организации полностью и абсолютно одинаково контролируются государством.
Далее, на примере Нидерландов, г-н Олерский растолковал членам Морской коллегии преимущества единой лоцманской службы. По словам г-на Олерского, именно создание единой лоцманской службы является гарантией надлежащего лоцманского обеспечения.
В очередной раз г-н Олерский лукавит и вводит в заблуждение членов Морской коллегии. Потому что правительство Дании, например, пошло по противоположному пути. В этой стране c 2007 года установлены равные права государственных и частных лоцманов. И нельзя сказать, что в Дании аварийность при лоцманских проводках выше, чем в Голландии. Не существует статистики, на основании которой можно было бы это утверждать.
Также нельзя утверждать, что гарантированность бесперебойного оказания услуг у зарубежных государственных лоцманских организаций выше, чем у зарубежных частных. Например, в такой благополучной морской стране как Норвегия, лоцманская служба единая и государственная. Однако 24 мая 2012 года была парализована работа морского порта Осло. На работу не вышли 42 лоцмана (практически, все лоцманы лоцманской службы Ослофиорда). Они присоединились к забастовке госслужащих Норвегии и требовали повышения зарплаты (об этой забастовке мы упоминали в новости «Президент Союза Российских Судовладельцев вносит политическую плату за переизбрание на должность?» от 11.02.2013 – прим.
«В окияне-море»).
А почему в качестве доказательства того, что отсутствие конкуренции между лоцманскими организациями лучше её наличия, Виктор Олерский приводит мнение Международной ассоциации морских лоцманов? Почему мнение – вместо статистики?
Я уже сказал выше, что члены профессиональных лоцманских объединений, в том числе, Международной лоцманской организации, платят ей членские взносы – для того, чтобы IMPA защищала их интересы. Она это и делает! Появление в морском порту, где лоцманские услуги оказывает член IMPA, какой бы то ни было другой лоцманской организации означает резкое падение доходов члена IMPA. Поэтому, естественно, IMPA против конкуренции – за то, чтобы весь рынок лоцманских услуг в порту доставался одной организации.
А Европейская комиссия, не связанная обязательствами перед частными морскими организациями, наоборот, стремится ввести конкуренцию в морских портах Европы. Причина тоже экономическая – снижение стоимости судозахода. Но заместитель министра транспорта приводит членам Морской коллегии совсем другую мотивировку:
– ...конкуренция в сфере лоцманской проводки судов подрывает безопасность мореплавания.
Если бы Виктор Олерский ставил себе задачу объективно проинформировать членов Морской коллегии в отношении организации лоцманского дела, следовало бы доложить и мнение Международной морской организации (IМО) по данному вопросу.
Так, Ассамблея IМО на своей 23-й сессии приняла Резолюцию А. 960 (23) «Рекомендации по подготовке и дипломированию морских лоцманов, иных, чем лоцманы открытого моря, и эксплуатационным процедурам для морских лоцманов».
В Резолюции А. 960 (23) говорится: « Отмечая, что, поскольку каждый район лоцманской проводки требует от лоцмана высокой квалификации, опыта и знания местных условий, ИМО не намерена быть вовлечённой ни в дипломирование и лицензирование лоцманов, ни в системы лоцманской проводки, практикуемые различными государствами».
Подчёркнуто нейтральная позиция, занятая IМО, объясняется тем, что нигде в мире не накоплена статистика зависимости аварийности при лоцманских проводках, то есть, безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним, – от того, частная или государственная лоцманская организация оказывает услуги по проводке судов в порт или из порта.
Статистика аварийности в России также свидетельствует о примерном равенстве происшествий при проводке судов государственными и негосударственными лоцманами. Чуть меньше аварий – у негосударственных.
В своём докладе Виктор Олерский предложил членам Морской коллегии также фактологическую дезинформацию. Например, он сказал:
– В настоящее время из 60 морских портов России, в которых государством предусмотрена обязательная лоцманская проводка, негосударственные лоцманские организации работают только в 9 морских портах с наивысшей доходностью лоцманских услуг: Санкт-Петербург, Высоцк, Приморск, Витино, Новороссийск, Ростов-на-Дону, Пригородное, Владивосток и до недавнего времени Туапсе. В остальных морских портах эта деятельность не является доходной или сверхдоходной, поэтому оставшийся 51 порт не входят в сферу интересов негосударственных лоцманов, там работают только государственные лоцманы.
Заместитель Министра транспорта почему-то забыл о портах Ейск, Азов и Усть-Луга, где работают негосударственные лоцманы, входящие в Национальное объединение лоцманских организаций. В портах Козьмино, Варандей, Зарубино, Тамань также работают негосударственные лоцманские организации. В ряде северных портов лоцманские услуги оказывает лоцманская служба ФГУП «Гидрографическое предприятие» Минтранса России, не имеющего отношения к ФГУП «Росморпорт». В итоге, если, как Виктор Олерский, брать в расчёт 60 морских портов, то лоцманские службы ФГУП «Росморпорт» работают чуть больше, чем в половине портов, но никак не в 51-м порту.
Отдельно следует отметить, что лоцманская служба в составе ФГУП «Гидрографическое предприятие» не убыточна. И негосударственные лоцманские организации не убыточны. А лоцманские службы ФГУП «Росморпорт» убыточны даже в таких портах, как Санкт-Петербург, Новороссийск, Калининград, Мурманск и Владивосток, которые Олерский сам называет портами с наивысшей доходностью.
В российских условиях, когда тарифы на лоцманские услуги устанавливаются Федеральной службой по тарифам, профессиональную подготовку лоцманы проходят в одних и тех же учебных заведениях, контроль и надзор за всеми лоцманскими организациями осуществляют государственные органы, и тарифы, по факту, являются одинаковыми для лоцманских организаций всех форм собственности, работающих в одном порту, убыточность росморпортовских служб, которой Виктор Олерский напугал членов Морской коллегии, говорит только об одном.
О неумении ФГУП «Росморпорт» и заместителя Министра транспорта Виктора Олерского организовать лоцманское обслуживание в морских портах Российской Федерации.
Е.В.Селюков,
капитан дальнего плавания,
Почётный работник морского флота,
Ветеран труда.
ОТ РЕДАКЦИИ. Анализ Евгения Селюкова может ошеломить кого угодно, только не нас. «В окияне-море» на протяжении двух с половиной лет следит за попытками Министерства транспорта России организовать лоцманское дело в России. Эти попытки всегда сопровождаются ложью на очень высоком государственном уровне. Например: Правительство Российской Федерации лжёт Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации. Министерство транспорта лжёт рабочей группе Комитета Госдумы по транспорту. Теперь вот заместитель Министра транспорта лжёт членам Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации.
Мы не видим никакой возможности считать эту последовательную ложь случайностью. Потому что под организацией лоцманского дела в России Минтранс, фактически, понимает ущемление конституционных прав негосударственных лоцманов. Меняются заместители Министра транспорта, министры транспорта уходят и приходят новые, а задача ставится и решается одна и та же – отобрать у негосударственных лоцманов их бизнес.
«В окияне-море» считает естественным вывод, к которому пришли негосударственные лоцманы: заместителю транспорта Вкитору Олерскому доверять нельзя, надо добиваться приёма у министра, Максима Соколова.
К предыдущему Министру транспорта, Игорю Левитину, негосударственные лоцманы пробились. Он понял их позицию и своим распоряжением создал рабочую группу по лоцманскому вопросу. Её деятельность заместитель директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Виталий Клюев и заместитель Министра транспорта Виктор Олерский успешно саботируют.
Недавно лоцман Алексей Смирнов написал письмо Максиму Соколову с просьбой принять негосударственных лоцманов и выслушать их. Это письмо мы ниже публикуем. Мы хотим, чтобы обращение Смирнова стало публичным. На наш взгляд, самодеятельность Виктора Олерского в лоцманском вопросе подрывает авторитет Министерства транспорта. Говоря аппаратным языком, Олерский подставляет Соколова. А недовольство новым Министром транспорта прошедшей осенью уже высказывалось на самом высоком уровне. Зачем это надо морской отрасли – менять министров как перчатки?
Кроме того, «В окияне-море» считает, что реальными целями активности Виктора Олерского в лоцманском вопросе пора бы заинтересоваться правоохранительным органам. У юристов есть такая профессиональная шутка: не ищи смысла там, где есть умысел.
Комментарии