Выборы в Италии: сила популизма
Двухдневные выборы на Апеннинском полуострове были похожи на управляемый сход лавины в альпийских горах. Итог этого события был вроде как предсказуем и просчитан до всех социологических мелочей, но нервозность и неопределенность сохранялись до последнего. Более того, с закрытием избирательных участков и публикацией данных экзит-пулов вопросы «Так какой же парламент избрала Италия?» и «Каким будет новое правительство республики?» ничуть не утратили своей актуальности.
Возмутителей электорального спокойствия насчитывается как минимум двое. Во-первых, это непотопляемый линкор итальянской политики, троекратный премьер-министр и неизменный участник кавалькады разнообразнейших скандалов синьор Сильвио Берлускони. По числу обвинений в финансовой нечистоплотности, мафиозных махинациях, сексуальных девиациях и прочих грехах 76-летний Берлускони уверено занимает первое место среди всех европейских политиков. По энергичности, опыту, размеру личного состояния и мастерству владения политтехнологиями «лукавый Сильвио» тоже способен дать сто очков вперед своим предсказуемо-скучным оппонентам. Партия Берлускони «Народ свободы» стремительно набирала популярность по мере приближения 24-25 февраля. Во многом такая динамика объяснялась огромным рекламным бюджетом и броскими лозунгами в известном россиянам стиле – «всем мужикам бесплатно по два ящика водки, всем бабам – по трезвому мужику».
Берлускони не боится обещать, пусть даже посулы не имеют шансов на воплощение. Чего стоит одна его идея не просто отменить новейший непопулярный налог на недвижимость, а вернуть согражданам уже уплаченные ими деньги за 2012 год. Ратовать за обратное применение закона – на Апеннинах такого не было с древнеримских времен, но ведь работает, рейтинги растут, избиратели верят... Не меньший резонанс вызвала угроза итальянского политического патриарха вывести страну из зоны евро из-за диктаторских устремлений Брюсселя и Берлина. У адептов евроинтеграции случился форменный шок, победа Берлускони стала ночным кошмаром ЕС. Не случайно подчеркнуто толерантный телеканал Euronews не жалел прайм-таймов для живописания ужасов «камбэка Сильвио» не только для Италии, но и для всей единой Европы. Многоопытному Берлускони не хватило малой толики для триумфа. Его партия набрала 29.1 % голосов, уступив всего несколько долей процента главным соперникам, левоцентристам П.Берсани. А ведь еще в начале осени само возвращение бывшего премьера в большую политику казалось невероятным, его фигура представлялась безнадежно скомпрометированной. К весне же партия С.Берлускони уверенно занимает второе место в Палате депутатов, а в Сенате так и вовсе имеет шансы стать первой.
Второй удивительной особенностью нынешних итальянских выборов стал успех неполитической силы в главном политическом событии страны. «Движение Пять звезд» во главе с шоуменом и комиком Беппе Грилло уверенно заняло третье место на парламентских выборах 2013 года. На завершающий митинг «пятизвездочников» в Риме собралось 800.000 человек – пусть этот митинг и был похож на концерт, но у прочих участников предвыборной гонки таких массовых акций и в помине не было. «Пять звезд» выступает с радикально-популистких позиций. Среди главных идей движения - полная отмена цензуры и запрет на финансирование партий из госбюджета, примат гражданской активности над устоявшимися политическими институтами и запрет атомной энергетики. Любопытно, что в сетевом голосовании проект «Б.Грилло & C°» поддерживают свыше половины пользователей итальянского сегмента Интернета.
Но и в целом по стране за них отдали голоса свыше 25 % избирателей. Это уникальный результат для протестного движения на основе аполитичных лозунгов и аморфных идей. Те же пиратские партии в Германии или схожие альтернативные проекты набирают на любых европейских выборах от силы несколько процентов голосов. В случае же с «Движением пяти звезд» речь идет об эпохальном успехе в третьей по влиятельности европейской стране. Феномен «пятизвездочников» еще будет изучаться, вероятны попытки его клонирования на схожих избирательных площадках – например, в Испании или Греции. Как поведут себе сторонники Б.Грилло при формировании парламентских коалиций и в повседневной законодательной жизни, является послевыборной интригой. Время покажет, сможет ли бархат сенатских интерьеров смягчить жесткую риторику протестных звезд.
Если кто и заслуживает объективной жалости по итогам февральских выборов в Италии, так это действующий глава правительства. Марио Монти – так называемый «технический премьер», очевидно временная фигура. Заняв кресло в конце 2011 года, он стал инициатором мер жесткой экономии и бюджетного регулирования. Повышение пенсионного возраста, увеличение налогов, упрощение процедуры увольнения нерадивых работников – такие шаги оказались полезны для экономики в целом, у них зачастую и альтернативы-то не было. Премьерская деятельность флегматичного профессора Монти способствовали если не полному выходу страны из кризисной полосы, то смягчению рецессии, причем без привлечения займов ЕвроЦентробанка и сползания в долговую яму. Монти пришлось принимать непопулярные решения о финансовой стабилизации, на которые не готовы прочие политические тяжеловесы – ни левоцентристы Берсани, ни правоцентристы Берлускони, ни радикальные ниспровергатели Беппо. Как итог – всего 10.5 % голосов. Как компенсация такого итога – высокая вероятность участия Монти и его сторонников в будущих парламентских и правительственных коалициях. Профессионалы нужны всем, какими бы непопулярными они не были.
Что касается победителя Пьера Луиджи Берсани и его «Демократической партии», то минимальное превосходство над извечным оппонентом Берлускони для левоцентристов не столь важно. Пусть 29.5 % голосов избирателей всего на 0.4 пункта больше чем, 29.1 % – по оригинальному итальянскому законодательству победитель автоматически получает 54 % мандатов в нижней палате парламента. А вот с Сенатом дело обстоит сложнее. Политическая «реинкарнация Сильвио» принесла его сторонникам свыше 100 сенатских кресел, примерно столько же у Берсани. Для формирования устойчивого правительства требуется поддержка обеих палат итальянского парламента. Поэтому в Сенате будут проводиться длительные и нудные переговоры по заключению союзнических соглашений, и участвовать в них могут все значимые фракции.
Предсказуемый и прагматичный П.Л.Берсани практически гарантировал себе премьерский пост, эпатажный и самоуверенный Берлускони наверняка уйдет в жесткую парламентскую оппозицию. Европа может облегченно вздохнуть – ее кошмар о полном триумфе популизма в Италии не сбылся. Пока не сбылся. Стабильность нового правительства, длительность и эффективность его работы зависят от множества непредсказуемых факторов. Многие из этих «факторов» получили депутатские мандаты и будут ждать удобного момента для нового электорального забега. Плох тот серебряный или бронзовый медалист, который не хочет стать чемпионом. В Италии проведение досрочных парламентских выборов – давняя традиция и отработанная процедура. Так что «Show must go one», синьорины и синьоры...
Комментарии