"Мы нанесли серьезнейший ущерб экономике Кубы"

Кубинцы не собирались долг возвращать, так как считали, что должны быть взаимные расчеты.

Россия простила Кубе многомиллиардный долг по кредитам, предоставленный Острову свободы еще во времена СССР. Об этом премьер-министр Дмитрий Медведев и президент Кубы Рауль Кастро договорились 21 февраля в Гаване во Дворце революции.

О том, как в дальнейшем будут развиваться российско-кубинские отношения в свете последних событий, мы попросили порассуждать Леонида Ивашова.

Получается баш на баш

Это весьма сомнительный долг, потому что это был долг всему Советскому Союзу. Когда делегации садились и начинали определять, кому этот долг должен быть возвращен, то приходили к выводу, что не только одной России, хотя она и считается правопреемницей. Это во-первых. Во-вторых, кубинская сторона выставляет свои контрдоводы, что Россия, претендуя на правопреемство СССР, виновата в том, что были расторгнуты многие, даже юридически не оформленные отношения, брошены исполнения контрактов по обязательствам Советского Союза: поставки товаров, технологий, специалистов, обучение кубинских специалистов и так далее.

Когда кубинцы как бы считывают свой ущерб в результате неисполнения советской, а затем российской стороной своих обязательств, то примерно получается баш на баш, то есть они выставляют свой счет по этому поводу. Долго эта проблема висела, она даже юридически нерешаема. Чтобы вернуть кубинский долг СССР, нужно согласовать долги всех республик, вышедших из Союза, что практически невозможно.

Еще Владимир Путин и Фидель Кастро договорились о перспективах сотрудничества во время пребывания президента России на Кубе в 2000 году. Условились развивать наши отношения во всех сферах: экономика, полезные ископаемые, в том числе редкоземельные металлы там есть, нефть обнаружена на шельфах, есть многое для развития отношений. Конечно, для нас очень важны и военно-стратегические отношения, тем более сейчас поведение американцев по отношению к нам не самое доброе.

А возвращение нашего разведывательного органа на Кубу (кубинцы долгое время и бухту для наших кораблей держали) сбалансировало бы наши отношения с американцами. Есть много сфер приложения совместных усилий. И вот этот долг, по сути, дело тормозил, теперь это препятствие устранено.

Списание долга – это признание Россией самостоятельного курса кубинского государства

Раньше Россия жила иллюзиями, что мы отказались от коммунизма, социалистических идей, что мы открылись всему миру и сейчас заживем счастливо, ничего не делая, качая нефть и газ. Сегодня, если посмотреть итоги экономического развития за 2012 год, то увидим, что никакого развития в России не происходит, наоборот – деградация, в том числе в экономической области. Поэтому мы ищем всякие пути, чтобы, с одной стороны, получить экономические возможности, особенно для сбыта нашей продукции (ее уже мало где берут), а с другой стороны – чтобы заручиться поддержкой Латинской Америки. Так что здесь – и политические, и экономические факторы, а это повлечет расширение и наших военных связей, в том числе усиления нашего присутствия на Кубе.

Для самой Кубы списание долга – это, скорее, политическое признание нынешней Россией самостоятельного курса кубинского государства. Однако долг не особенно смущал кубинцев, потому что наша делегация во главе с заместителем министра иностранных дел ничем не могла парировать кубинские претензии по неисполнению обязательств бывшего Советского Союза, только повышением голоса. Контрдоводов не было. Кубинцы не собирались возвращать долг. Они вели такую линию: если вы переходите на чисто коммерческие условия, тогда и за Лурдес платите по-настоящему. Так что кубинцы не собирались возвращать долг, так как считали, что должны быть взаимные расчеты. Мы этим долгом нанесли серьезнейший ущерб экономике Кубы, она едва выжила в начале 90-х годов. Но сегодня Россия просто признаёт: давайте, ребята, по нулям и начнем сначала.