Странные игры осетинских чемпионов
На модерации
Отложенный
ПОКА «Газпром» празднует с размахом свое 20-летие в Кремлевском дворце, начали «буреть» угольщики. Например, в прошлом номере «Московского комсомольца» в Новосибирске писалось о проблемах новосибирских угольщиков. Параллельно же в областной кемеровской газете «Кузбасс» появилась еще одна интересная «угольная» публикация.
О странных событиях вокруг бурятской угольной компании «Баин-Зурхе» писал не только «Кузбасс», а еще ряд СМИ, в том числе интернет-издания. Что такое «Баин-Зурхе»? В последние годы эту компанию связывали с именем кемеровского «угольного генерала» Анатолия Приставки. Но оказалось, что не все так просто, на прошедшей неделе интернет-форумы принесли новую информацию.
Расскажем вкратце, с чего все началось. А началось с того, что журналисты одного из СМИ Республики Бурятия заинтересовались тем, что связывает один из самых крупных угольных разрезов Бурятии (собственно, «Баин-Зурхе») и жителя Северной Осетии, бывшего депутата Госдумы, двукратного олимпийского чемпиона по вольной борьбе Арсена Фадзаева? На первый взгляд — ничего. На самом же деле нынешний юридический адрес угольной компании находится… в Северной Осетии. Владикавказ, улица Джанаева, 42, офис 608.
По законам РФ, ни чиновники, ни депутаты заниматься бизнесом права не имеют. Поэтому, когда Фадзаев был депутатом, он регистрировал свои компании на родственников и третьих лиц. О том, что именно депутат являлся реальным руководителем этих фирм, можно было узнать лишь из показаний свидетелей по делам, в которых эти фирмы «засветились».
В молодости Фадзаев был известным спортсменом-борцом. Дважды, в 88-м и в 92-м, становился призером Олимпийских игр. Именно тогда, в «лихие девяностые», Арсен Фадзаев и заложил первые камни своего капитала, участвуя в различного вида сделках. После окончания спортивной карьеры Арсен Сулейманович некоторое время тренировал сборную, которая, справедливости сказать, во время его работы так и не добилась каких-то особых успехов. В 1996 году Фадзаев решил стать правильным чиновником и устроился заместителем начальника управления налоговой полиции в Северной Осетии. Но и на этом месте он тоже долго не задержался и перешел в депутаты сначала регионального парламента, а затем Государственной Думы от СПС. Однако «правым» Фадзаев пробыл недолго, вскоре он очень грамотно перешел во фракцию «Единая Россия», от которой и переизбрался на второй срок в 2007 году.
В 2011-м удача Фадзаеву изменила еще раз: в список «Единой России» его не взяли. Одна из причин этого, говорят, заключается в том, что в 2003 году он буквально выселил из мастерской в центре Москвы целый коллектив художников.
Художники боролись за свои права несколько лет, но в итоге проиграли. Стоимость этих 350 кв. м, отобранных у деятелей искусства, оценивается сейчас примерно в 150 млн рублей.
Если говорить коротко, вся эта информация и послужила основанием для журналистов, принявшихся за расследование по поводу компании «Баин-Зурхе». И правда, каким образом в зоне интересов бывшего олимпийского чемпиона оказался угольный разрез «Сталинград» в Бурятии? Непонятно. Тем не менее в 2009 году подконтрольные Фадзаеву структуры стали собственниками 50 процентов угольной компании, которая появилась на месте расконсервированного разреза. Фадзаев назначил на пост директора своего старого знакомого кемеровчанина Анатолия Приставку. Получив благодаря своему директору контроль над управлением текущими делами, Фадзаев начал постепенно двигать ее к банкротству, создавая долги перед контролируемыми им же компаниями. Схема классическая: компания якобы разоряется, партнеры, как пишет газета «Кузбасс», из бизнеса вылетают, после чего фирма спокойно продолжает работать и приносить стабильный доход.
Раз предприятие оказалось на грани банкротства, то дело попало в суд. Юридический адрес в Северной Осетии, суды идут там. А там судебные дела, очевидно, вести более удобно. Собственно, обо всем этом и написали наши коллеги из Бурятии.
Казалось бы, вопросы заданы. Компания может ответить на них, если захочет, если умеет вести цивилизованный диалог. Но, судя по всему, не умеет. Через несколько дней после выхода статьи в офис к написавшим о компании журналистам приехал в сопровождении, как это принято, сотрудников службы безопасности один из руководителей «Баин-Зурхе» Тасолтан Баликоев. Приехал не с цветами и шампанским и не с идеей рассказать об успехах компании. В результате все ограничилось криками «кто нас заказал», «кто за этим стоит» и словами «мы все равно узнаем». Очень знакомая ситуация, именно так и решались все вопросы лет 15 назад.
15 лет — большой срок. С тех пор крупный бизнес научился уважать право СМИ на публикацию острых материалов, которые при этом подтверждены документами. Причем документами, которые ни в коем случае не порочат честь компании, а всего лишь ставят вопросы относительно некоторых ее собственников и руководителей. Но, видимо, привычка считать победителем того, кто сильнее (идеальная для таких видов спорта, как борьба, которой успешно занимался и в которой побеждал Арсен Фадзаев), оказалась сильнее общепринятых правил цивилизованного бизнеса. Согласитесь, такие визиты не красят ни обычных бизнесменов, ни олимпийских чемпионов.
Комментарии