Вся жизнь в России у нас на «птичьих правах»

На модерации Отложенный

Сейчас кушал свою утреннюю мацу с салом, слушал радио, думал о нашем русском национальном характере.

Вероятно, вы уже слышали: есть в Москве такой посёлок «Речник», который власти сейчас пытаются заровнять бульдозерами с землёй. История вопроса довольно проста и обыденна.

В 1957-м году, в год запуска Советским Союзом в космос первого искуственного спутника земли, на территории Москворецкого парка столицы было выделено 35 гектар земли «под огороды»: с правом строить временные домики, но без права возводить капитальные постройки (источник).

Разумеется, советские граждане положили на запрет с прибором, и отстроились капитально, вплоть до каменных трёхэтажных особняков. Прошло 50 с лишним лет, наступил 2010-й год. И вот сейчас, после череды судов и скандалов, протестующих владельцев участков выгоняют из домов с помощью ОМОН'а, после чего сносят дома спецтехникой.

Скажете, сами виноваты? Не надо было нарушать закон и строить капитальные здания? Или, точнее, не следовало отцам и дедам этих дачников нарушать закон и строить капитальные здания?

С одной стороны, да. С другой стороны, таких «сами виноваты» у нас - целая страна.

Помню весёлую историю, рассказанную одним пенсионером. Во время революции большевики отобрали у его деда мелкую лавку. Потом, у того же деда, отобрали квартиру в центре Петербурга. Дальше, уже при НЭП'е, отобрали открытую отцом фирму, отца посадили на несколько лет. Затем каким-то образом сгорели деньги его старшего брата, лётчика, который получил чуть ли не десять тысяч рублей премиальных за вылеты и за сбитых фашистов во время Войны. А в начале девяностых, на излёте СССР, по благосостоянию семьи пенсионера последовательно прошлись Павлов и Гайдар. Сейчас в бизнес подался уже его внук. Строит чего-то там. В Голландии...

К чему я всё это пишу? Наша главная поговорка, «от сумы и от тюрьмы не зарекайся», возникла не на пустом месте. Не знаю, что было в XIX-м веке и раньше. Возможно, в комментариях кто-нибудь расскажет об истории этой поговорки. Но вот в веке ХХ-м людей чётко приучили к мысли: что бы ты ни делал, у тебя непременно отберут твоё имущество, как только у властей возникнет такая необходимость.

В Российской Федерации тенденция, в общем, продолжилась. Снесённые гаражи, снесённые рынки, снесённые ларьки - чуть ли не каждый год у нас в Петербурге что-нибудь отбирают «по-громкому», с шумом в прессе. Законы при этом, как показывает опыт, и близко не соблюдаются: по свидетельствам участников событий суды выносят исключительно «политически верные» решения.

На всякий случай: я не говорю, что жители посёлка Речник - невинные ангелы. Они, разумеется, нарушители. Я говорю, что вторая сторона конфликта - администрация города Москвы - также нарушает закон. В конце концов, что бы там жители Речника ни строили, сами участки являются их собственностью. Любопытные могут ознакомиться с деталями на сайте Яблока (ссылка).

Народ, что характерно, каждое очередное раскулачивание безоговорочно поддерживает. Дескать, так и надо этому вору-олигарху Ходорковскому. Так и надо этим уродам с гнилыми гаражами, которые не дают строить дорогу. Так и надо этим буржуям, понастроившим царских палат в заповеднике. Так и надо этим лоточникам, которые ломят цены на рынке. Уверен, что и про НЭП'манов говорили то же самое. (Я недавно писал про это в посте Съёмная Россия, да).



Теперь, коллеги, вопрос. Есть ли шанс, что ситуация в России изменится, суды заработают, и собственность у людей перестанут отбирать по первому желанию чиновника?

Честно говоря, сомневаюсь. Назревающая реформа милиции, судя по всему, отношение государства к собственности своих граждан никак не изменит. Меня позабавила оговорка Степашина: в интервью Вести-FM он сказал, что милиция должна перестать крышевать малый и средний бизнес, так как... для этого существуют другие ведомства.

С другой стороны, сейчас уже подрастает поколение людей, рождённых при капитализме. Я смотрю на современную молодёжь, и она мне нравится. Это, в массе своей, спокойные, вежливые, практичные ребята. Возможно, у них будет другое отношение как к бизнесу, так и к идее «отнять и поделить».

Пока же, увы, приходится констатировать факт: у большей части советских граждан выработан стойкий «рефлекс временщика». Мы не любим делать ничего как следует, на века, с немецкой тщательностью и с правильным юридическим оформлением. Какой смысл тратить лишние усилия, если всё равно любая собственность находится у нас на «птичьих правах»: ровно до того момента, пока очередной реформатор не решит начать всё «с чистого листа»?

С другой стороны, наша привычка жить на всём «временном» имеет и свои плюсы. Русский человек легко приспосабливается и обживается в любых условиях, так как, во-первых, ему не привыкать начинать «с нуля» и, во-вторых, мы чувствуем себя среди хаоса как белый медведь в воде. Из классических примеров можно вспомнить, например, сталинский переброс заводов за Урал, когда заводы начинали выпускать танки чуть ли не через две недели после выгрузки станков в чистом поле.

Перехожу теперь к сути поста.

Я полагаю, что нам следует калёными пассатижами выжечь в своём сердце тоску по остроконечным европейским домикам с красной черепицей. Это, коллеги, не наш путь. Не очень разумно сажать пальмы над километровой глубины вечной мерзлотой.

Русский человек создан, чтобы жить в стремительно меняющемся мире, где спасательный круг может внезапно превратиться в пудовую гирю, а мешок с зерном превратиться в мешок с золотом.

Я полагаю, современный мир, где компьютеры наращивают мощность с бешенной скоростью закона Мура, именно таков. С каждый годом человечество будет всё глубже и глубже погружаться в хаос. Время будет ускоряться, а традиционные ценности, типа тех же самых особняков, будут всё быстрее и быстрее устаревать.

Возьмём, к примеру, ситуацию с рабочей силой. До революции были привычными семейные династии, когда праввнук и прадед имели одну профессию и работали в одном месте. Во времена СССР летуном считался рабочий, у которого в трудовой книжке было больше трёх записей. Сейчас является совершенно нормальным менять место работы раз в два-три года. А скоро, судя по всему, сильно вырастет поголовье фрилансеров, у которых, как ясно из названия, постоянной работы и вовсе не будет.

Короче, я ни разу не удивлюсь, если сбудутся прогнозы западных аналитиков, и экономика России через двадцать лет будет самой большой в Европе. Вполне вероятно, что пока весь цивилизованный мир будет, обхватив головы руками, раскачиваться на табуретках, мы, русские, будем чувствовать себя птицами, летящими над головами встревоженных насекомых.