Во сколько обойдется соцпомощь для стариков

С начала года вступили в силу новые стандарты, которые регламентируют оказание медицинской и социальной помощи населению. Платить придётся за вызов скорой, за приготовление обеда, за выписывание рецепта, за стирание пыли, за таблетку, за укол и доброе слово…

Для многих медицинские и социальные услуги, которые предоставляет государство, становятся просто не по карману. В зоне риска оказались те, для кого эта помощь – вопрос жизни и смерти: инвалиды, старики. Эта та группа людей, которая мёртвым грузом весит на госбюджете.

Недавно мне на глаза попался документ. Департамент социального развития Москвы распространяет рекомендацию по правилам поведения пенсионеров при общении с посторонними людьми. Здесь указаны телефоны экстренных служб, к которым одинокие старики или инвалиды могут обратиться при пожаре, если возникнут проблемы с газом, светом или же сосед сверху зальёт их квартиру. Указаны и телефоны, по которым можно выяснить, действительно ли услугу, которую старику «впаривают» по телефону, предлагает настоящий социальный работник.

Вроде бы всё правильно… Но, перевернув страницу, я увидела тарифы на дополнительные социальные услуги, «предоставляемые нетрудоспособным гражданам пожилого возраста». С тщательностью и дотошностью перечислено всё, за что отныне старики должны будут платить социальному работнику.

Стрижка волос обойдётся в тридцать рублей, смена постельного белья (если процесс займёт пятнадцать минут) будет стоять сорок восемь рублей, глажка белья (двадцать минут, за большее придётся платить дополнительно) – шестьдесят четыре рубля, чтение периодических изданий и художественной литературы (тридцать минут) – девяносто семь рублей и т.д.

Прайс учитывает каждый чих старика: разогрев горячей пищи, приготовление обеда, мытьё посуды, стрижка… Любое движение «тимуровца от государства» выливается пенсионеру в копеечку. Подсчитала я средний счёт. В него вошли приготовление обеда, уборка квартиры (без мытья окна), но с уборкой мебели от пыли, сухая чистка ковров (влажная дороже), чистка унитаза (пришлось выбирать: чистить унитаз или раковину на кухне, потому что это будет стоить дополнительные сто девяноста три рубля)… Получается, что одно посещение соцработника обошлось мне в семьсот восемь рублей.

Попросить купить три килограмма картошки, пакет кефира, батон хлеба, видимо, придётся в следующий раз. Но думаю, что следующего раза уже не будет. Государство считает, что подобные услуги не обременительны при средней пенсии в десять тысяч шестьсот рублей (цифра опубликована на сайте Пенсионного фонда России). Прибавьте к этому прайс-лист, который отныне будут предлагать всем больным при посещении районных поликлиник. Вызов скорой помощи также тарифицирован и, соответственно, не бесплатен: его минимальная цена закреплёна в нормативных документах – одна тысяча четыреста тридцать пять рублей и пять копеек (без стоимости услуг фельдшера). Теперь можно сделать вывод: умереть дешевле встанет. Тем более, что просить и умолять наши старики не привыкли.