Германия оплатит Газпрому невыбранный газ
На модерации
Отложенный
Третий по объему потребления зарубежный контрагент Газпрома немецкий E.On Ruhrgas урегулировал вопросы оплаты за невыбранный в 2009 году газ, договорившись перечислить российской стороне 140 миллионов долларов до конца января, пишет в понедельник газета КоммерсантЪ.
По информации издания, E.On должен был бы заплатить 500-700 миллионов долларов за невыбранный в прошлом году газ, однако Газпром удовлетворил претензии немцев в связи с задержкой сделки по обмену активами по Южно-Русскому месторождению.
"Комплексное соглашение об урегулировании расчетов в рамках долгосрочных контрактов было достигнуто 13 января", - сообщил источник Коммерсанта, знакомый с ситуацией. Зампред правления Газпрома Александр Медведев еще 21 января на конференции в Берлине подтверждал, что переговоры с E.On завершены. По его словам, "контракты не были пересмотрены, но подверглись небольшим модификациям, главные принципы контрактов остаются неизменными".
Другой менеджер монополии уточнил, что счета по итогам года пока готовятся: "Акты сверки поставок российского газа в Германию были подписаны 15 января, а срок оплаты наступает в промежутке между 25 и 30 января". Согласно данным одного из источников газеты, по итогам переговоров было решено, что заплатит 140 миллионов долларов компенсации. Еще один источник Коммерсанта подтвердил, что речь идет о "не такой уж большой для немецкого концерна сумме - порядка 100 миллионов евро".
Издание отмечает, что прошлый год для E.On Ruhrgas, крупнейшего в Германии импортера газа (42% рынка), оказался очень тяжелым. Часть его клиентов переметнулись к мелким посредникам, продающим более дешевый газ, купленный на бирже. Это грозило E.On потерей контроля над рынком страны. Концерн сократил продажи примерно на 10% при падении потребления в Германии на 5,5% по итогам 2009 года. По итогам первого полугодия падение продаж E.On составило 44%.
С другой стороны, Еврокомиссия по итогам антидемпингового расследования пригрозила концерну штрафом до 10% годовой выручки. Также E.On был вынужден открыть свои газопроводы конкурентам для прокачки газа и пообещать снизить свои резервы в ПХГ Германии со 100% до 54%. В ноябре глава E.On Вульф Бернотат пояснял немецкой Die Welt, что "ситуация очень серьезна", поскольку падение объема продаж газа компанией за девять месяцев на 15% привело к снижению прибыли за тот же период на 33% - до 1,4 миллиарда евро.
На этом фоне концерну также грозила крупная выплата в пользу "Газпрома" из-за снижения закупок газа в 2009 году.
Один из источников изданияобъясняет, что в 2009 году E.On купил порядка 16 миллиардов кубометров газа, "существенно нарушив принцип take or pay". О том, сколько E.On обязан был купить по контракту, ни российская, ни немецкая сторона не поясняют. Но глава E.On Ruhrgas Бернхард Ройтерсберг в декабре предупредил: "Может сложиться такая ситуация, что в конце года мы закупим у Газпрома меньше газа, чем оговорено в контракте. Если мы не выкупим минимальные объемы, мы будем вынуждены оплатить часть объемов и получить их позже". Тогда он пояснял, что нет экономического смысла импортировать газ в избытке у Газпрома и продавать его на спотовых рынках - это приведет к обвалу цен.
По расчетам главы East European Gas Analysis (США) Михаила Корчемкина, контрактные объемы в прошлом году составляли 19-20 миллиардов кубометров, и если немцы выбрали только 16 миллиардов (80-84%), то они должны были бы компенсировать Газпрому 500-700 миллионов долларов при средней цене 270 долларов за тысячу кубометров. По данным источника Коммерсанта, E.ON настаивал на неприменении принципа take or pay, но Газпром не пошел навстречу партнеру. Тогда последний выдвинул новое условие - Газпром обязан компенсировать задержку с регистрацией ЗАО Газпром ЮГРМ Девелопмент.
Эта компания участвует в сделке по обмену активами, в ходе которой E.On заплатил акциями Газпрома за блокпакет в Южно-Русском месторождении. Юридическое согласование сделки заняло больше времени, чем предусматривало соглашение E.On и Газпрома, и немецкая сторона заявила о потере прибыли в размере 300-500 миллионов долларов от продажи газа с месторождения. В результате учета встречных требований и появилась сумма 140 миллионов долларов, которую немцы остались должны Газпрому.
Таким образом, монополия смогла урегулировать отношения с крупным партнером, не отказавшись от принципа take or pay. Максим Шеин из Брокеркредитсервиса полагает, что в условиях прогнозируемой стагнации рынке газа в 2010-2012 годах" логично было бы снизить уровень take or pay с нынешних 85-90% до 70-85%. Но в Газпроме пока не намерены этого делать, заключает газета.
Комментарии