Оправдает ли наконец Обама Нобелевскую премию?

Во время первого президентского срока Барак Обама удостоился Нобелевской премии мира. Многие недоумевали: за что? Президент старался отработать выданную явно авансом премию, но не очень получалось. Получится ли в ходе второго президентства?

Определённые основания для оптимизма есть. Начнём с того, что Обаме не придётся опять избираться, и он может теперь позволить себе меньше считаться с позицией «ястребов» в американском обществе. К тому же Обама выбрал себе команду, разделяющую трезвые взгляды президента на современные реалии.

Помимо субъективных есть и объективные обстоятельства, которые должны способствовать более взвешенной внешнеполитической линии Вашингтона. Главное — это сложные социально-экономические проблемы в самих США. Обама, как и все его предшественники в Белом доме, естественно, хочет оставить о себе хорошую память, а значит, он должен прежде всего навести порядок в собственной стране. Сосредоточение ресурсов на внутреннем фронте потребует более осторожной и гибкой линии в мировых делах. В том же направлении Вашингтон будут подталкивать турбулентные процессы, нарастающие в глобальных масштабах.

После окончания холодной войны Соединённые Штаты вознамерились единолично руководить человечеством в его движении к «светлому будущему». Какое-то время американцам казалось, что у них получается. В Вашингтоне самодовольно отмечали: «Практически все наиболее процветающие государства, контролирующие 77 процентов мировой экономики, относятся к числу союзников или ближайших друзей США. Сложилась реальная и обширнейшая американская зона влияния, состоящая из стран, которые приемлют лидерство США и будут заинтересованы в нём и впредь. Государства Центральной и Восточной Европы изо всех сил стремятся войти в эту зону. В её сторону делают шаги даже Индия, Россия, Китай. Что же касается американских противников, то их мало, они слабые и изолированные».

Заокеанские стратеги, однако, жестоко просчитались. Против несогласных и вообще против всех, чьё поведение не устраивает американцев, Вашингтон стал использовать угрозу силой и саму силу. Но такая линия раз за разом даёт осечки. Гегемонистский курс вызывает растущее сопротивление. В итоге Белый дом уже вынужден признавать, что современный мир является многополюсным, изобилующим угрозами и вызовами, с которыми невозможно справиться в одиночку и с опорой на голую силу. Требуются альянсы и многосторонние институты, дипломатические усилия. Именно таким образом придётся США подходить к решению широчайшего круга проблем.



Коллективные действия необходимы для преодоления глобального финансово-экономического кризиса. Кропотливая работа предстоит американской дипломатии в Европе, для того чтобы вытащить континент из кризисной ямы, восстановить потенцию главной опоры США во внешнем мире — НАТО и других европейских институтов. Разве военной силой укрепить финансовую систему Греции или Италии, сгладить этнические трения во Франции или Германии? Придётся договариваться Соединённым Штатам и с Россией — постоянным членом Совета Безопасности ООН, ядерной сверхдержавой, владелицей самых богатых природных ресурсов планеты, мостом между Европой и Азией. Ведь даже перепалка с немощной Северной Кореей ничего путного Америке не приносит.

Вашингтон пытался уничтожать «изгоев» с помощью оружия, но так нигде и не преуспел: ни в Афганистане, ни в Ираке, ни в Ливии. Очевидно, что заокеанским генералам придётся уступать полномочия по урегулированию в упомянутых горячих точках дипломатам и политикам. Полученные горькие уроки логично учитывать в подходе к северокорейской и иранской ядерным проблемам. Бомбовые удары по КНДР и Ираку чреваты непоправимой катастрофой. Арабские революции, в свою очередь, не подвластны воле Пентагона. Попытки же вмешаться в гражданскую войну в Сирии грозят полным развалом этого государства, превращением его в перманентный очаг экстремизма, терроризма и бандитизма.

Есть ещё Китай. Соединённые Штаты склонны реагировать на рост могущества восточного дракона наращиванием своего военного присутствия на Тихом океане, сколачиванием различных антикитайских альянсов. Но ведь это игра с нулевой суммой, провоцирующая очередной виток гонки вооружений и конфронтации. США не могут позволить себе такую политику в отношении КНР, которая является их важнейшим торгово-экономическим партнёром. Логичнее с Поднебесной договариваться. Имеются и другие поводы для того, чтобы Вашингтон сотрудничал как с Пекином, так и с Москвой, Дели, остальными самостоятельными центрами влияния. Им пора объединять усилия по урегулированию как упомянутых угроз и вызовов, так и таких проблем, как организованная преступность, техногенные и природные катастрофы, голод, болезни, дефицит природных ресурсов, изменение климата и так далее. Возможности для этого налицо. На нынешнем этапе великие державы возглавляются ответственными, прагматичными, не зацикленными на завоеваниях и идеологическом фанатизме лидерами. Будем надеяться, что Обама и его коллеги воспользуются открывающимися возможностями.