ПРО мешает разоружению

Москве и Вашингтону не удастся договориться о сокращении ядерных арсеналов.

После переизбрания Барака Обамы на второй президентский срок из Вашингтона стали все чаще звучать заявления о необходимости дальнейшего сокращения ядерных арсеналов США и России. Об этом поначалу говорили лишь на уровне источников, но потом и официально. Однако реальных шансов договориться о начале нового переговорного процесса по сокращению ядерных вооружений сейчас нет. С одной стороны, это обусловлено охлаждением отношений между двумя странами и ростом недоверия друг к другу, с другой – несгибаемостью Вашингтона в вопросе развертывания системы противоракетной обороны.

В начале года стало известно, что Пентагон пришел к заключению: Америка может эффективно обеспечивать реализацию своей ядерной доктрины даже при условии сокращения ядерных боеголовок до 1-1,1 тысячи единиц. Это означает, что Соединенные Штаты могут урезать свой ядерный арсенал примерно на треть. А на прошлой неделе американский президент произнес программную речь перед Конгрессом, в которой обозначил основные приоритетные направления развития страны, не оставив без внимания и вопрос сокращения стратегического ядерного оружия США и России. "Мы будем взаимодействовать с Россией, добиваясь дальнейших сокращений наших ядерных арсеналов, – заявил Обама. – Мы продолжим стоять во главе глобальных усилий, направленных на то, чтобы обеспечить сохранность ядерных материалов, которые могут попасть не в те руки, поскольку наша способность влиять на других зависит от нашей способности вести за собой".

В России данные заявления услышали, но отнеслись к ним достаточно прохладно. Официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич сообщил, что Россия пока не получала от США конкретных предложений по дальнейшему сокращению стратегических ядерных арсеналов. "Внимательно следим за всей поступающей на этот счет информацией, в том числе за публичными заявлениями представителей администрации США. Конкретных предложений пойти на дальнейшие сокращения стратегических ядерных арсеналов мы пока не получали. Если такие предложения поступят, то мы, конечно же, будем их тщательно изучать", – сказал Лукашевич.

При этом он отметил, что на данном этапе для нашей страны приоритетом является полноформатное выполнение российско-американского Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. После выполнения этого договора Россия будет готова к обсуждению возможных дальнейших шагов в сфере ядерного разоружения, подчеркнул Лукашевич. В то же время представитель российского МИД заявил, что Москва "будет учитывать все факторы, влияющие на стратегическую стабильность, включая планы по развертыванию глобальной системы ПРО США, отсутствие прогресса в ратификации ДВЗЯИ в США и других государствах из так называемого списка 44-х, нежелание отказаться от возможности размещения оружия в космосе, наличие количественных и качественных дисбалансов в области обычных вооружений в Европе".

На минувшей неделе в России с визитом побывала заместитель госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Роуз Готтемюллер, которая провела переговоры со своим российским коллегой, заместителем министра иностранных дел РФ Сергеем Рябковым. Главными темами на встрече стали проблемы ПРО, вопросы разоружения и нераспространения ОМУ. По итогам встречи не прозвучало каких-либо обнадеживающих комментариев.

Очевидно, что Россия не согласится на дальнейшее сокращение ядерных арсеналов, пока США и их партнеры по Североатлантическому альянсу не пойдут на уступки по противоракетной обороне и не учтут требования Москвы. Однако ожидать от Запада уступок в данном вопросе, скорее всего, не стоит. Достаточно вспомнить, как заключался последний договор о сокращении вооружений –

СНВ-2, подписанный Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой. Тогда Россия пыталась увязать его подписание с проблемой ПРО, однако в итоге противоракетная оборона США была упомянута только в преамбуле к договору, и США продолжили поступательное развертывание своей ПРО.

Скорее всего, и в нынешней ситуации попытки России увязать заключение нового договора о сокращении ядерных арсеналов с ПРО также закончатся безрезультатно. Более того, не исключено, что Вашингтон может в одностороннем порядке пойти на частичное разоружение, понимая, что содержание такого количества ядерного оружия является нецелесообразным и нерентабельным. И России, у которой самый большой ядерный арсенал в мире, в данной ситуации не останется ничего другого, кроме как пойти в будущем на аналогичный шаг.

Пока же все говорит в пользу того, что в ближайшей перспективе ни о каком новом сокращении ядерных вооружений речи быть не может. После визита Роуз Готтемюллер газета "Коммерсант", со ссылкой на источники в Генштабе РФ, сообщила, что Москва называет инициативу Вашингтона "не отвечающей сегодняшним реалиям" и расценивает ее как "политический ход". "Для нас ПРО – краеугольный вопрос. Без договоренностей в этой сфере на дальнейшее сокращение арсеналов Россия не пойдет", – заявил источник в Генштабе. При этом он добавил, что "если уж и говорить о пакетном соглашении, то мы хотели бы видеть в нем и стратегические вооружения в неядерном оснащении, однако Вашингтон на это не готов". В общем, это явно не вопрос ближайшего времени, резюмировали в Генштабе.