Кто скрестил рельсы в Закавказье
Россия снова лоббирует возобновление железнодорожного сообщения через Абхазию. У проекта много влиятельных противников, и немудрено: от него зависит будущее Армении и всего Южного Кавказа.
Заглохший было вопрос восстановления советской железной дороги через Абхазию, связывающей Грузию и Армению с Россией, вновь стал актуальным. По всей вероятности, заинтересованные стороны закончили зондирование ситуации, выявили всех сторонников и противников, и решили: строить надо.
В апреле Госдума РФ планирует создать неформальную рабочую группу парламентариев Грузии и России по улучшению отношений между двумя странами. Среди прочих вопросов, она будет продвигать и восстановление дороги. В грузинском парламенте информацию не подтвердили, но в Тбилиси это мало кого убедило. В первую очередь – президента Саакашвили, заявившего, что с открытием абхазского участка Россия "получит инструмент экспансии на Кавказе".
Открытие дороги, считает он, "даст возможность России, без спроса у Грузии, привлечь инвестиции и деньги в оккупированную Абхазию". Это, в свою очередь, "в сотни раз усложнит реинтеграцию Абхазии, создаст другого типа политические и экономические проблемы".
Саакашвили напомнил, что железная дорога Армении принадлежит России, которая, к тому же, "незаконно присвоила железную дорогу оккупированной Абхазии". Соответственно, полагает он, у России — "далеко идущие планы": вероятно, в них входит и "прихват" железной дороги Грузии.
Вместе с тем, ему пришлось разъяснить свою позицию Армении, которой он, по его словам, не желает создавать никаких проблем, что доказано делом: Грузия "сделала все" для транспортировки армянских грузов по своей территории — через порты и КПП Верхний Ларс на границе с Россией.
Грузия сделала бы для Армении еще больше, заверил Саакашвили, если бы новые власти не прекратили строительство порта Лазика на западе страны: второй по мощности после Констанцы, порт на Черном море должны были сдать в эксплуатацию через 18 месяцев. Саакашвили выразил уверенность и в том, что близкое соседство Лазики с Абхазией "привлекло" бы население, проживающее на отколовшейся территории – с получением абхазами серьезных социально-экономических выгод.
Что же касается связи Грузии с Европой, президент считает, что разрушенная абхазская дорога для этого не нужна: с Лондоном Грузию свяжет идущая через Турцию железнодорожная магистраль Ахалкалаки-Карс.
Саакашвили ничего не сказал об Азербайджане, который откровенно не желает открытия дороги, но за него это сделали грузинские и иностранные эксперты. По их мнению, Баку резонно опасается восстановления абхазского участка: как бы Россия не стала перебрасывать по нему вооружение в Армению, на свою военную базу Гюмри. У последней, кстати, возникли серьезные проблемы с обеспечением.
Второе опасение связано с возможными военными действиями против Ирана: через абхазскую дорогу России легко будет проложить коридор к месту военных действий.
Кроме того, не оттянет ли абхазская дорога грузы с будущей магистрали Баку-Ахалкалаки-Карс – в ее грузинский участок Азербайджан вкладывает более $700 млн. Правда, Грузия должна будет вернуть эти деньги, но — через 25 лет, под символические проценты и за счет средств, заработанных на транзите.
Рычагов влияния на Грузию у Азербайджана достаточно: он поставляет в Грузию дешевый газ, альтернативой которому может быть только российский энергетический поводок. Кроме того, какая судьба постигнет далеко азербайджанские инвестиции в Грузии?
Конечно, Баку не в силах унести с грузинской территории действующие экспортные нефтепровод и газопровод. Но фактор Армении, а, по сути, России (согласие Тбилиси на открытие абхазского участка и возможный транзит по нему военных грузов воспринимается как смена ориентации Грузии на Север), не будет способствовать запланированному расширению энергетического коридора для поставок азербайджанских энергоресурсов по грузинской территории на Запад.
Что же Грузия получит взамен, потеряв в лице Азербайджана деньги и союзника? По мнению тбилисских экспертов это приведет к почти официальному признанию суверенитета бывшей грузинской автономии.
Абхазия, еще недавно выступавшая категорически против открытия дороги, требует, чтобы она принадлежала ей. В Сухуме также требуют признания Грузией не административной, а государственной границы с Абхазией, и подписания с нею, а не с Россией, соглашения о не возобновлении военных действий.
Очевидно и то, что Абхазия уже не хочет полностью зависеть от российских денег и от туризма – не ахти какого, поскольку в "Страну души" едет, в основном, небогатый сегмент россиян и украинцев. То есть, сегодня в Абхазии серьезно думают о диверсификации экономики, и одним их суверенных источников дохода видится транзитный.
За всеми вышеприведенными аргументами не должно затеряться и то, что в современных геополитических реалиях практически все основные региональные игроки стремятся к восстановлению или расширению своих былых "империй". И тут ветхие коммуникации Южного Кавказа могут сыграть серьезную роль.
Грузия на этом поле – самый скромный игрок: она пока претендует только на начало реинтеграционных процессов с отколовшимися территориями. Но существуют и другие, официально или на уровне идеи, мечтающие о собирании земель: Анкара с "тюркским миром" в пределах Османской империи, Москва с Евразийским союзом, Баку с его "Южным" и "Западным" Азербайджаном. И, как это ни забавно, Ереван с ностальгией по "Великой Армении".
А что же Запад? Да, он активно и успешно лоббировал открытие грузинского энергетического коридора в обход России (нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум), и сейчас занят многомиллиардными проектами расширения южно-кавказского коридора.
Однако он же выступил категорически против строительства железной дороги Баку-Тбилиси-Карс и отказался ее финансировать. Считается, что произошло это из-за Армении – Запад, априори безнадежно, хотел видеть ее в этом проекте, чего, как известно, не произошло. На самом же деле, утверждает армянское издание Lragir, "Запад просто не желает оставлять единственный железнодорожный путь в регионе на усмотрение Азербайджана и Турции".
Видимо, поэтому альтернативная абхазская дорога особо раздражения у Запада не вызывает. "Этот проект действительно может стать конкурентным, тем более, что дорогу не нужно строить с нуля, необходима только модернизация. Кстати, в случае задействования абхазской железной дороги, Карс-Ахалкалаки также может перерасти из опасного для Запада проекта в довольно продуктивный", — отмечает армянское издание.
Создается впечатление, что Запад, с одной стороны, опасается усиления российского влияния в регионе, но с другой – не желает полного вытеснения из него России, придерживаясь разумного баланса интересов на столь взрывоопасном пространстве на стыке Европы, Азии и Ближнего Востока.
По всей вероятности, именно это последнее обстоятельство не в последнюю очередь стимулирует премьера Грузии Иванишвили открыть абхазский участок дороги. Такой шаг выглядел бы адекватным и в контексте налаживания грузино-российских отношений – влияющий как на экономические балансы (возвращение грузинской продукции на рынок РФ, сотрудничество в рамках ВТО), так и на стратегические.
С открытием дороги новые грузинские власти рассчитывают на довольно эфемерную трансформацию абхазского конфликта. Кроме того, остается вопрос безопасности транспортировки грузов и их мониторинга (всеми сторонами, международными силами, и т.д.).
Словом, целесообразность строительства дороги вызывает множество вопросов политического, экономического, правового и военного порядка, но внятного ответа на них пока нет ни у одной из заинтересованных сторон. В такой ситуации дорога, если она все же откроется, может стать детонатором еще большей напряженности на Кавказе.
С другой стороны, при условии полной адекватности и равноправия сторон, она способна усилить интеграционные процессы в регионе и снизать напряженность, градус которой придется постоянно и жестко корректировать. Впрочем, история показала, что полная адекватность в Кавказском регионе – не более чем мечта.
Комментарии
=======
а афтар знает что абхазы против этой дороги ?
"..территория азербайджана которую мы отвоевали у персов.." никто об этом вас не просил