По стойке СМИ
На модерации
Отложенный
Региональные функционеры от журналистики присягают начальству на верность, хотя в ней никто и не сомневается.
Позвольте пару строк из ненаписанного репортажа: «Тяжело дыша и выкладываясь из последних сил, Россия все же обошла замешкавшийся на финише Сингапур и, чуть-чуть отстав от амбициозных Филиппин, заняла 148-е место. Обидно, но повторить прошлогодний успех, 142-е место, нам не удалось».
О чем речь? О рейтинге свободной прессы, в котором Международная правозащитная организация «Репортеры без границ» недавно отвела России 148-е место. С чем бы все это сравнить? Ну, допустим, с футболом. В мировом футбольном рейтинге на 148-м месте находится Люксембург. То есть мы пишем и вещаем по радио и ТВ так, как в Люксембурге играют в футбол.
Есть ли у нас шанс вернуться на однажды завоеванное 142-е место? Был момент, когда показалось, что такой шанс замаячил. Некий читатель из Удмуртии по фамилии Азовский на одной из онлайн-конференций задал вопрос человеку, который в СМИ неплохо разбирается. Он спросил у председателя Союза журналистов Удмуртии Людмилы Прокошевой: «Что предпримет власть, если утром узнает, что СМИ совершенно независимы от нее?» Если бы Людмила Михайловна ответила, что власть будет, как ей и положено, работать на благо общества, узнавая из свободных СМИ, как общество эту работу оценивает, то Россия хотя бы усилиями свободолюбивой Удмуртии потеснила бы в рейтинге Республику Конго, которая уже обжилась на когда-то нашем 142-м. Но, во-первых, СМИ в Удмуртии независимости от власти что-то не просят, а во-вторых, и это главное, Прокошева знает, что в этом аварийном случае сделает власть. «Быстренько откажется от учредительства, - ответила она, - и учредит новые средства массовой информации. С лояльными к ней журналистами».
И всё. И нет шанса. Более того, после такого откровенного высказывания могут вдохновиться немного отставшие друзья-соперники: не только Белоруссия (пока 157-е место) или Узбекистан (164-е), но даже Туркмения (она временно на предпоследнем, 177-м).
Наши коллеги из бывших советских республик еще больше воодушевятся и пойдут на обгон, когда узнают, какие заявления по поводу задач СМИ делаются в еще одном регионе России - в прогрессивном Татарстане. «Может, меня даже уволят за это, не знаю...» - с тревогой сказал на днях (тоже на интернет-конференции) генеральный директор телерадиокомпании «Татарстан - новый век» (ТНВ) Ильшат Аминов, объявляя новую концепцию вещания.
«Может, даже из «Единой России» исключат», - наверное, подумал он при этом, но вслух не сказал. Но все равно сразу захотелось вступиться за Ильшата Юнусовича. Известно же, за что у нас увольняют журналистов и их руководителей. За смелость, за собственное мнение, за нежелание вилять хвостом с заданной амплитудой... Но давайте успокоимся. «Мы с сегодняшнего дня объявляем концепцию позитивного вещания, - пояснил гендиректор Аминов, в несолидном прошлом популярный репортер, не избегавший самых разных проявлений жизни. - Я лично созрел! Мы телезрителей опрашиваем, тех, которые смотрят нас, они хотят от нас позитивного вещания».
Помилуйте, а что до сих пор видели эти телезрители на казанском ТНВ, где все пляшут и поют независимо от атмосферного давления? Что же там промелькнуло такое, очерняющее нашу несусветную действительность? Может, с экрана слишком напористо говорят о фальсификациях на выборах и 99 процентах за кого надо в ряде районов? Может, чересчур назойливо рассказывают о коррупции, годовой рынок которой в республике оценивается специалистами в 22 миллиарда рублей? Может, пригласили в прямой эфир и задали неудобные вопросы депутату Госдумы, которого недавно газета «Вечерняя Казань» уличила в беззастенчивом плагиате при написании докторской диссертации? Нет, на ТНВ все хорошо, а если люди просят к хорошему добавить позитива, генеральному директору надо рискнуть. Уволят, так уволят.
Но, пожалуй, этот отчаянный риск оправдается. И в Татарстане, и в Удмуртии, и в других регионах большое начальство давно понимает, что и как надо освещать, и только отдельные журналисты все еще не определились. К примеру, недавно стало известно, что правильно освещать работу Госсовета Удмуртии может только люстра стоимостью 1 миллион 780 тысяч рублей. Не во всяком оперном театре висят такие люстры на 104 лампочки с хрустальными нитями и золотым покрытием, а парламент дотационной республики, государственный долг которой превышает 17 миллиардов рублей, без нее обойтись не может. Одна лишь местная газета «День» усомнилась в целесообразности таких расходов. Остальные СМИ безропотно выслушали объяснения главы аппарата Госсовета Виктора Жидкова и этим удовлетворились. Мол, все правильно: ток переменный, расходы постоянные.
Комментарии
"Свободу" западной прессы мы наглядно наблюдали на примере того, как она освещала недавнюю войну с Грузией.