Мюнхенская конференция: назад в прошлое
Открывшаяся в Мюнхене традиционная ежегодная международная конференция, на которой как-то памятно выступил Путин, еще как по нашу душу. Насколько верна мысль о том, что мир возвращается к старой (сложной) геополитике?
Мюнхенская конференция подтверждает репутацию дискуссионного клуба с ограниченным доступом. К обсуждению ситуации в Сирии пригласили правозащитников, спецпредставителя ООН Брахими, но гвоздь программы - это, конечно, шейх Моаз аль Хатиб - лидер вооруженной оппозиции. Устроители конференции, видимо, надеялись на сенсацию. Накануне говорили о том, что возможна его встреча с министром иностранных дел России. Но Сергей Лавров, не заступаясь за неприглашенных в Мюнхен представителей Дамаска, сразу дал понять, что такая информационная бомба здесь и сейчас не взорвется.
"Если посмотреть на наиболее неспокойный сегодня регион - Ближний Восток, Северную Африку, то трудно избавиться от ощущения какого-то искривленного пространства. Возникает много вопросов в связи с подходами наших западных коллег. Все мы хотим, чтобы на Ближнем и Среднем Востоке, на Африканском континенте и в других регионах была обеспечена стабильность, поэтому нужно договориться о прозрачных и понятных правилах, которыми должны руководствоваться все внешние игроки в своих практических действиях", - заявил Сергей Лавров.
То есть в Сирии Запад поддерживает силы, опирающиеся на террористов, а в Мали воюет с "Аль-Каидой". О прогрессе в этом деле накануне рассказывал советник министра обороны Франции Жан-Клод Моле - хвалил африканскую коалицию, благодарил союзников по НАТО за поддержку транспортом, горючим и инструкторами.
Вице-президент США Байден обещал такую поддержку и впредь, но его выступление, предварявшее дискуссию о будущем евроатлантической безопасности, содержало явный намек на изменение военно-политической стратегии Вашингтона: когда еще второй человек в Белом доме высказывался в том смысле, что дорогостоящая война с терроризмом пожирает экономические перспективы молодых американцев? США за 10 лет планируют сократить траты на триллион долларов. Им теперь очень нужны союзники и Россия - не забыл Байден про нажатую четыре года назад кнопку "перезагрузки".
"Идея заключалась в том, чтобы следовать общей цели в общих интересах. Этот важный шаг позволил нам реализовать новый договор по СНВ, принять беспрецедентные санкции по Ирану и Северной Корее, создать северную сеть для транзита грузов в Афганистан, расширить и наладить экономические отношения, в том числе в свете вступления РФ во Всемирную торговую организацию", - отметил Джо Байден.
Сергей Лавров с этим согласился. Но после окончания дискуссии они разошлись заниматься Сирией. Каждый - по своей программе. Российский министр - на беседу со спецпредставителем ООН, американский вице-президент - на встречу с лидером сирийской оппозиции.
В следующем году Мюнхенской конференции исполнится 50 лет. Снова будут дискуссии, возможно, новые актуальные темы, но одно не изменится точно: можно будет многое понять про геополитику, просто отметив, а кого в Мюнхен не пригласили.
Комментарии
Для России Сирия и Иран два последних "якоря" в арабском мире.
Понятно, что она, по любому, их на плаву удержать пытается.
Встреча вроде как состоялась.