Грузия становится "рукопожатной"

На модерации Отложенный

Масштабная активизация грузино-российских контактов с соответствующей риторикой вызвала в Тбилиси громкий скандал. Саакашвили уверен: новые власти Грузии пытаются оторвать страну от Запада и загнать ее в Россию.

О намерении урегулировать отношения с Россией лидер коалиции "Грузинская мечта" Бидзина Иванишвили заявлял еще до прихода к власти в октябре прошлого года. Но, вероятно, мало кто предполагал, что новый премьер, сколотивший свое состояние в России ("Форбс" оценил его в $6,4 млрд), столь стремительно, масштабно и открыто перейдет от слов к делу.

Правительство Иванишвили не устает повторять, что курс страны на интеграцию с НАТО и Евросоюзом пересмотру не подлежит. Но, вместе с тем, оно делает довольно странные заявления, из которых оппоненты новой власти заключают: разговоры о западном векторе развития страны – всего лишь для отвода глаз. На самом же деле Иванишвили и Ко сдают Грузию "врагу", то есть России.

В частности, крупный скандал разразился во время недавнего официального визита грузинского премьера в Ереван: Иванишвили заявил, что Грузии во внешней политике следует брать пример с Армении. Отметим, что эта страна является стратегическим партнером России, членом ОДКБ, из которой Грузия давно вышла, и местом дислокации российской военной базы.

Кроме того, премьер имел неосторожность сказать, что "в ближайшем будущем" курс Грузии на евроатлантическую интеграцию не изменится. В результате (по официальной версии) в знак протеста против смены внешнеполитического курса страны в отставку подал замминистра иностранных дел Николоз Вашакидзе. "У меня возникли определенные вопросы после заявлений, сделанных в Армении", — сказал он. Дипломат акцентировал внимание на словах "в ближайшем будущем" как допускающих, что внешняя политика Грузии может измениться. Что же касается политики Армении, "достойной подражания", Вашакидзе напомнил: "границы Армении защищает российская армия".

Дальше – больше. После Еревана Иванишвили отправился в Давос, где был приглашен российскими бизнесменами на так называемый "русский завтрак". Там он, по утверждению Саакашвили, озвучил заявления, идентичные тем, которые неоднократно делали "враги Грузии". В частности, проинформировал президент, премьер сказал, что девятое место, которое Грузия заняла в мире по простоте начала бизнеса, ничего не означает, и что все это — блеф и пиар.

"Интересом нашего врага было показать, что Грузия – нестабильная страна, построенная только на пиаре и лжи. Теперь премьер-министр говорит то же, что говорила недоброжелательная к нам Россия все эти годы", — подчеркнул Саакашвили. Он пожелал, чтобы "грузинское общество проснулось" и "сделало выводы, пока не поздно".

Президент, кроме того, особо отметил, что по решению Иванишвили среди прочих "российских шпионов" из тюрьмы на днях по амнистии выпустили некоего Вахагна Чахаляна – "преступника и врага грузинского государства", который, к тому же, является "представителем российских спецслужб" и "их прямым резидентом в Грузии". По его информации, об освобождении Чахаляна премьера лично попросил католикос Армении. Выход на волю человека, которого Саакашвили, в контексте сепаратистской активности, приравнял к покойному президенту Абхазии Владиславу Ардзинба, он назвал "очень тяжелой ошибкой" Иванишвили. Президент выразил уверенность в том, что премьер-министр Грузии "не убежит от ответственности", поскольку его ошибка "очень тяжело обернется грузинскому народу и грузинской государственности в ближайшие недели, месяцы и годы".

Между тем, в Давосе произошло почти историческое событие – впервые за последние несколько лет представители российского и грузинского руководства пожали друг другу руку. "Сезон" рукопожатий, после "нерукопожатного" для российского политического истеблишмента Саакашвили, открыли Иванишвили и Дмитрий Медведев.

И тут вряд ли можно согласиться с теми, кто считает характер встречи премьеров сугубо символическим. Она, в первую очередь, подтвердила, что Москва готова к возобновлению отношений с новыми властями Грузии. На каком именно уровне – сейчас сказать сложно. Но нельзя исключить, что на самом высоком, с решением проблем краткосрочной политико-экономической перспективы, в число которых, разумеется, не входит главнейший для грузинской политики вопрос — отказ России от признания независимости Абхазии и Южной Осетии.



Встреча Иванишвили с Медведевым была короткой, и, по официальной информации МИД Грузии, незапланированной. "Мы только познакомились, подали друг другу руку, и все… Никаких вопросов не поднималось", — рассказал грузинский премьер журналистам. Он также сообщил, что у Грузии есть стратегический план восстановления отношений с Россией: "Мы обязаны, и мы все сделаем, чтобы этого добиться. Соответственно, я очень надеюсь и верю, что будут и встречи, и отношения".

Параллельно, сообщил Иванишвили, продолжатся контакты специальных представителей властей Грузии и России по урегулированию отношений между двумя странами – первая встреча сторон состоялась в декабре прошлого года. Следующая запланирована на февраль-март. И вообще, признал глава правительства Грузии, позитивные сдвиги в грузино-российских отношениях уже есть.

В то время, когда Иванишвили пребывал в Давосе, Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия Второй гостил в Москве. Свой пятидневный визит в российскую столицу он назвал "историческим" и "очень успешным", за которым "последуют хорошие результаты". Грузинскому Патриарху в Москве вручили престижную премию российского Фонда единства православных народов; он, совместно с Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом, отслужил литургию в Успенском соборе Кремля; его принял президент России Владимир Путин (!). Накануне встречи Илия Второй сообщил журналистам, что намерен обсудить с первым лицом России множество вопросов, в том числе "главный – Абхазию и Цхинвальский регион (Южная Осетия – прим. ред.)".

"Мы приехали с добрыми намерениями, с намерениями восстановления добрых и братских отношений между Россией и Грузией", — сказал один из старейших православных патриархов мира, рейтинг которого в своей стране превышает 90%, и который после разрыва дипотношений с Россией неоднократно приезжал в Москву. "Я думаю, что нет таких вопросов, которые нельзя было бы решить положительно, с учетом интересов обеих сторон", — сообщил Илия Второй.

Пока Патриарх говорил в Москве о высоком, свои сугубо земные дела оперативно решали грузинский и российский бизнес. Так, глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко сообщил о намеченной на 4 февраля своей встрече в Москве с представителями грузинского бизнеса и даже признал "определенный смысл" в его личном приезде в Грузию. Речь, разумеется, идет о возобновлении поставок грузинской продукции на российский рынок – эмбарго на импорт Москва ввела в 2006 году.

Кроме того, в ближайшее время в Тбилиси состоится грузино-российский бизнес-форум – его организатором выступает Инвестиционное агентство Грузии. И еще одна любопытная деталь – наследники грузинского бизнесмена Бадри Патаркацишвили продали контрольный пакет акций компании по производству минеральной воды "Боржоми" (а это главный грузинский бренд) одной из структур российской "Альфа-Групп".

Словом, после долгой "холодной" и непродолжительной реальной войны Грузия и Россия впали в новую крайность – активно-любовную, вызывающую большую настороженность не только в рядах радикально-прозападных грузинских политиков, но и немалой части их зарубежных коллег.

И тут в пандан, и как нельзя "кстати", в числе возвращающихся в Грузию после девятилетнего отсутствия бывших "пророссийских" высокопоставленных чиновников оказался экс-министр госбезопасности Валерий Хабурдзания. Человек, которого Саакашвили считает лицом, приближенным к Путину, и который не скрывает своей дружбы с экс-главой ФСБ Николаем Патрушевым, открыто заявил о планах по созданию в Грузии первой и по-настоящему пророссийской партии.

В интервью радио "Палитра" он, среди прочего, заявил, что в грузинской политике должен легально существовать "пророссийский вектор" для "открытой конкуренции с проамериканскими силами". Он также озвучил уверенность в том, что стратегические интересы Грузии и России совпадают – хотя бы в контексте стабилизации на Кавказе.

Сейчас трудно сказать, действует Хабурдзания самостоятельно, или он заручился поддержкой соответствующих высокопоставленных лиц в Тбилиси и в Москве. Факт, однако, в том, что его "посыл" безответным в Грузии не останется. В частности, лидер партии "Свободная Грузия" Каха Кукава уже не исключил своего сотрудничества с Хабурдзания. Найдутся, конечно, и другие.