Кому достанется армянский "торт"?

Армения вступила в 2013 год без особых потрясений. Но в ближайшие месяцы стране, как ожидается, предстоит решить массу проблем. Главная из них – сохранить баланс между Россией и Западом, в то время как обе стороны требуют от Еревана однозначного выбора.

Относительно стабильная внутриполитическая обстановка позволила Армении начать год без особых катаклизмов. Во многом этому способствовало спокойное проведение прошлогодних парламентских выборов, на которых победу одержала правящая "Республиканская партия" (РПА) под руководством президента Сержа Саргсяна. Получив 70 из 131 мандата в парламенте, она, с одной стороны, укрепила свои позиции в законодательном органе, с другой – внешне, во всяком случае — не узурпировала власть.

Ожидается, что президентские выборы, назначенные в Армении на февраль, тоже пройдут без неприятных сюрпризов. Предвыборная кампания уже стартовала, завершится она 16 февраля. За пост президента борются нынешний глава республики Серж Саргсян, экс-премьер, лидер партии "Свобода" Грант Багратян, экс-глава МИД, председатель правления партии "Наследие" Раффи Ованнисян и еще несколько политиков.

Как считают наблюдатели в Ереване, в выборах президента Армении нет никакой интриги. Во-первых,  более или менее популярные оппозиционные партии свою кандидатуру не выдвинули. Во-вторых, разговоры о возможном вмешательстве Москвы в армянские внутриполитические процессы, судя по всему, не оправдаются: в республике, пытающейся маневрировать между Россией и Западом, нет настолько выраженного пророссийского политика, из-за которого стоило бы ломать копья. Другое дело, если бы баллотировался экс-президент Левон Тер-Петросян. Но он отказался, сославшись на возраст (68 лет).

Таким образом, говорить о конкурентных президентских выборах не приходится. Это, конечно, не вывзовет восторга у Запада, зато не прибавит проблем армянским гражданам.

Не стоит, однако, забывать о нерешенном нагорно-карабахском конфликте: перед выборами власти Армении не будоражат эту тему, но она в любом случае будет сильно влиять как на внутреннюю, так и на внешнюю политику страны. В минувшем году ситуация на армяно-азербайджанской линии соприкосновения была напряженной, стороны конфликта понесли человеческие потери. Сейчас вооруженных инцидентов не наблюдается.

"Злые языки могут даже предположить, что между сторонами по этому поводу существует негласная договоренность. Ведь через полгода такая же предвыборная кампания начнется и в Азербайджане. Как говорится, долг платежом красен", — пишет азербайджанское издание Зеркало.az. Однако проблема остается, ее пытаются решить скопом, включая Россию и США, но безрезультатно. Таким образом далеко не факт, что 2013 год станет поворотным в этом направлении.

В то же время, отмечают многие аналитики, Россия и Запад ждут от Армении "поворотного" шага во внешней политике. До сих пор Еревану удавалось "любить" одновременно и Россию, и США, и НАТО. Но долголетие идиллического политического "квартета" весьма сомнительно: в нынешнем году Армении придется окончательно определиться как минимум со вступлением в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Хотя, у республики нет общих границ с государствами этого объединения, Москва ждет от Армении положительного решения. Ереван же все чаще поглядывает в сторону Евросоюза, США и НАТО, не одобряющих реинтеграцию бывших советских республик, и тянет со вступлением в ТС. В то же время Россия официально является стратегическим партнером Армении, обеспечивает ее безопасность, и, как считается, "подкармливает" республику. Впрочем, не безвозмездно: едва ли не все стратегические объекты Армении, в той или иной форме, принадлежат России или контролируются ею.

Последнее и другие обстоятельства вызывают все большее недовольство существенной части прозападно настроенной армянской общественности и политиков. Аналитики говорят, что в армяно-российских отношениях наступил кризис. В частности, армянское издание Lragir пишет: "… Россия, российские политики на протяжении более 20 лет проводили политику тотального игнорирования национальных интересов Армении и возвели эту политику до апогея".

По-видимому, сейчас в Москве спохватились – Армения с течением времени может "отдрейфовать" от России, пусть и не полностью. И это на фоне уже "отплывших" Азербайджана и Грузии. Правда, последнюю, после смены в ней власти Россия постарается приблизить. Тем не менее ждать от государств Южного Кавказа стабильного стратегического партнерства не приходится. Поэтому сейчас надо удержать Армению – члена ОДКБ и место дислокации российской военной базы.

По информации Lragir, "сейчас в Москве происходят раздумья над армянской темой, и, насколько известно, российским разработчикам указано … попытаться в сжатые сроки предложить что-то путевое". На настоящий момент имеется несколько "концептуальных" выводов". Приведем часть из них: "Ничего особенного не  произошло, Армения и раньше развивала  свои отношения с НАТО и  Европейским союзом, и сейчас продолжает строго выполнять  все обязательства перед ОДКБ  и в рамках партнерских отношений".

Но: "Не следует предаваться благодушию и нужно рассматривать ситуацию как серьезную, чреватую  дальнейшими неприятностями, так как НАТО и ЕС принялись за некий новый этап внедрения  своего присутствия в Армении, при этом теперь речь идет не об общих и декларативных программах, а об "индивидуальной" работе с Арменией, чьи возможности мы недооценили".

И далее: "Армяне — люди не злые  и отходчивые, и нужно понять, что их обидело и какие у  них претензии, все можно исправить очень быстро, и следует воспользоваться общественными ресурсами, которые все еще не задействованы, поэтому придется немного потратиться на армянском направлении, в общественно-политическом секторе".

Вместе с тем: "Мы упускаем время, Армения определила свои внешнеполитические  приоритеты, и НАТО и ЕС уже запустили свой механизм, который  автоматически приведет Армению  во враждебный лагерь, что выдвигает необходимость более решительных  шагов по конструированию угрозы и реального военного конфликта, который вернет Армению в русло нашей политики".

И еще: "Время уже упущено, и  догонять процесс бессмысленно; нужно правильно понять эту ситуацию, когда армянское общество, несмотря на, мягко говоря, критическое отношение к своему политическому руководству, фактически поддержало прозападный политический курс. Сейчас придется выстраивать с Арменией не новые отношения, а поддерживать те, которые уже построены".

Словом, Армения сейчас находится в довольно сложной ситуации – прессинга с разных сторон без возможности выхода из него без потерь. Россия же, даже в условиях радикального (что сомнительно) сближения Армении с Евросоюзом и НАТО, может пока не слишком беспокоиться, поскольку в прошлом году Ереван обязался не размещать на армянской территории военные базы государств, не входящих в ОДКБ.

Впрочем, при всей утешительности такого факта Россия, вероятно, понимает, что она не заложила долгосрочных основ в безоговорочную "верность" Армении. Теперь, вероятно, ей придется пересмотреть свою стратегию и тактику в армянском направлении, что будет сложно: нельзя недожать — так же, как опасно пережать.

Армении, со своей стороны, тоже придется "попотеть мозгами": над ней висят угроза обострения карабахского конфликта, транспортная блокада, скудность собственных экономических ресурсов, что исключает ее независимость от одного или нескольких крупных политических центров.

Так что новый грузинский премьер Бидзина Иванишвили, восхитившийся способностью Армении поддерживать одновременно "отличные отношения с Россией" и дружеские с США и НАТО, а также пожелавший такого же "совместительства" для своей страны, явно поспешил. Ситуация с Арменией показала, что ничто не вечно, и крупные политические игроки не любят делиться.

Словом, вопреки бородатому анекдоту, поедание торта в компании портит аппетит.