Новый закон о расходах чиновников: лазейки для коррупции

На модерации Отложенный

Закон о контроле за расходами чиновников, вступивший в силу меньше месяца назад, не снизит коррупцию в России, а увеличит её.

К такому выводу пришли эксперты Комитета гражданских инициатив (КГИ), возглавляемого экс-министром России Алексеем Кудриным. Они подчёркивают, что согласно документу, чиновник должен в обязательном порядке отчитаться о своих расходах, если он или кто-то из членов его семьи заключает сделку, сумма которой превышает трехлетний доход семьи. Однако никто не мешает при этом разбить крупную сделку на несколько более мелких и таким образом уйти от ответственности.

Кроме того, по закону контролирующие органы совсем не обязаны каждый раз проверять полученную информация о наличии «сверхрасходов» чиновников. Таким образом «создается огромная зона личного усмотрения, что несомненно является коррупциогенным фактором».

Один из главных недостатков закона в том, что он не предусматривает уголовной ответственности за незаконное обогащение. На практике максимальное наказание для коррупционера может свестись к тому, что его обяжут передать незаконно нажитое имущество в государственную собственность.

Рассмотренный экспертами КГИ закон - далеко не первый из серии «хотели как лучше...». Что мешает нашим законодателям однажды принять закон, который бы реально оздоровил ситуацию с коррупцией в стране?

- Давайте исходить из следующего постулата - бюрократия на сегодня это мощный класс нашего общества, - говорит председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. - Одна из форм существования бюрократии - коррупция. Чиновники имеют достаточно мощные рычаги влияния, в том числе в области реализации законодательных инициатив. Поскольку этот класс организованный, системный, он умеет отстаивать свои интересы. Когда общество вынуждает власть ужесточать формы контроля за бюрократией, чиновники подправляют новые законы так, чтобы они не мешали их комфортному существованию.

Мне известно насколько жёсткие нормы содержались в законе, о котором идёт речь, но постепенно, пройдя все согласования, он был выхолощен.

«СП»: - То есть ситуация тупиковая - любой даже изначально хороший закон чиновники сумеют перекроить под себя?

- У нас зарублена ратификация 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции, не принимается закон «О Государственных закупках», на принятие которого президент Дмитрий Медведев 3 года назад дал 3 месяца. Это тоже примеры, как работает механизм государственной системы. Всё это будет продолжаться до тех пор, пока власть бюрократии остается тотальной, а общество на происходящее в стране реагирует вяло.

«СП»: - Однако в России в последнее время как раз наметился рост гражданской активности...

- Есть некие политические события, которые вызывают в России активную общественную реакцию. Люди готовы выходить на протестные марши, когда случается какой-нибудь скандал, «экшен». Но одновременно с этим по-тихому происходит принятие законов, которые в будущем могут позволить чиновникам вполне законно погреть руки. Вот, например, сейчас готовится закон, упрощающий процедуру перевода земель из одной категории в другую. То есть заповедные или сельскохозяйственные земли легко и быстро могут стать пригодными для застройки очередными коттеджными посёлками. И это людей мало интересует, потому что сложно для понимания не специалистов.

Но ситуация понемногу меняется. Вот, например, только сейчас студенты МГУ начали сбор подписей за ратификацию пресловутой 20 статьи конвенции ООН. До этого 6 лет наш комитет, депутаты Госдумы от КПРФ бились, пытались убедить общественность выступить с таким начинанием.