Пэтриотическая комедия. На границе янки ходят хмуро

На модерации Отложенный

всё не было. И вот одна таки будет. Всего в 100 км от границы трофейной Калининградской области будет развёрнута целая одна батарея (от 4 до 8 ПУ по 4 ЗУР на каждой) американской ЗРС «Пэтриот».

Для начала «Пэтриоты» будут в учебном варианте, лишь в 2013-м обещан боевой. Тут почему-то вспоминается анекдот про прыжки в воду в сумасшедшем доме: «Сначала научитесь прыгать, а тогда уж воду нальём».

Разумеется, наши хорошо дрессированные СМИ дружно возопили. Мне встретился даже такой феерический по глупости заголовок: «Американские войска будут размещены в 100 км от российской границы». Войска!!! Сто человек при восьми установках учебных ракет - это войска!

«Пэтриот» - alter ego нашей ЗРС С-300, у них одинаковая идеология, структура, система наведения ЗУР, даже дальность стрельбы практически одинаковая. Любая ЗРС - оружие по определению оборонительное. В агрессивных целях его никаким образом нельзя использовать. Когда США и Израиль требуют от России не продавать «трёхсотку» в Иран, это означает, что они рассматривают возможность нанесения авиационного удара по этой стране.

Совершенно аналогичным образом «Пэтриот» в Польше может представлять для нас угрозу только в том случае, если мы собираемся нанести по этой стране авиационный удар. То есть, говоря другими словами, совершить против неё агрессию. Если мы этого делать не собираемся, то от «Пэтриота» нам ни жарко ни холодно, даже если его поставят в 5 км от границы.

Прозвучавший уже аргумент насчёт того, что с помощью «Пэтриота» будет просматриваться воздушное пространство Калининградской области, смысла не имеет. Это самое пространство маленького анклавного региона РФ насквозь просматривается обычными гражданскими РЛС Польши и Литвы. «Пэтриот» для этого совершенно избыточен. Более того, включение его РЛС позволит нам снимать её рабочие частоты.

Хотя Польша уже 10 лет состоит в НАТО и из всех новых членов альянса является самой сильной в военном отношении и самой активной с точки зрения участия в миссиях США и НАТО за рубежом и закупок вооружений западного производства, её наземная ПВО до сих пор укомплектована советскими ЗРС С-75 (создана в начале 60-х) и С-125 (создана в конце 60-х). Они, во-первых, безнадёжно устарели, во-вторых, их нельзя интегрировать в систему ПВО НАТО. Без особой натяжки можно сказать, что ПВО у Польши сегодня просто нет. Хотя бы поэтому ей хоть что-нибудь нужно. Но главное, конечно, не в этом, а в том, что Польша боится России. Мы почему-то никак не хотим этого понять.

Во-первых, между нами и Польшей лежит очень тяжёлое историческое наследие. Оно включает раздел Польши с полной ликвидацией её независимости, при этом Россия была самым активным из трёх ликвидаторов. Оно включает подавление русскими войсками многочисленных польских восстаний. Оно включает совместную с Гитлером агрессию против Польши в сентябре 1939 года (последующая территориальная компенсация Польше за счёт Германии факта агрессии не отменяет). Оно включает предательство Москвой Варшавского восстания 1944 года. Всё это поляки прекрасно помнят.

Во-вторых, события на Кавказе в августе 2008 года все европейские страны, а восточноевропейские особенно, восприняли как агрессию со стороны России против Грузии с целью восстановления былой сферы влияния Москвы. Допустим, они не правы на 100%, но считают они именно так, это медицинский факт. Страны Восточной Европы совсем недавно были в нашей сфере влияния. Назад в неё они совершенно не хотят, нравится нам это или нет.

В-третьих, учения «Запад-2009», прошедшие во второй половине прошлого года в европейской части РФ и в Белоруссии, в странах Балтии и Польше восприняли как подготовку к агрессии против себя в развитие агрессии против Грузии. Надо отметить, что учений подобного масштаба вблизи наших границ НАТО не проводило со времён окончания холодной войны.

В-четвёртых, наша крайне агрессивная истерическая антизападная и антинатовская риторика (причём антипольская риторика особо выделяется даже на этом фоне) рассматривается в Польше как дополнительное подтверждение агрессивных намерений Москвы.

Возможно, кто-то в Варшаве и догадывается, что направлена эта риторика в первую очередь на внутреннюю аудиторию. Тем не менее не принимать её во внимание они не могут.

Вот поэтому поляки так требовали хоть какой-то защиты, о чём «Частный корреспондент» подробно писал в статье «Вечный зов». И дозвались.

Дело, однако, в том, что одна батарея «Пэтриота» военного значения не имеет вообще, не только стратегического, но даже тактического, это просто слишком мало (даже если забыть о том, что она к тому же учебная). Тем более эта батарея будет «вырвана из контекста», в нынешнюю систему ПВО Польши её интегрировать невозможно (почему - было сказано выше). Соответственно, её не только для агрессии нельзя применить (это невозможно чисто технически), но и для обороны она бесполезна. К тому же «Пэтриот» имеет очень ограниченные возможности для борьбы с низколетящими малоразмерными целями.

Значение батареи даже не политическое, а психотерапевтическое. Оскорблённая и униженная отказом от ПРО Польша должна была хоть что-то получить. А Обама должен был хоть что-то дать.

Поражение демократического кандидата на довыборах в сенат в либеральнейшем Массачусетсе показывает, что Обама всего за один год превратился из триумфатора в «хромую утку». Его политика, как внутренняя, так и внешняя, стремительно утрачивает поддержку населения США. А у союзников Вашингтона всё больше возникает ощущение, что, говоря словами бессмертного советского фильма, «эта редиска сдаст нас при первом же шухере».

Поэтому Барак Хусейнович решил раздать немножко успокоительных таблеток. Польше вот досталась батарейка. Вполне вероятно, в Варшаве догадываются, насколько бесполезен этот дар, но выбора у поляков всё равно нет.

И мировой рекордсмен Ющенко (на выборах 17 января он показал худший результат в истории человечества для действующего президента страны) тоже получил таблетку на прощание. Украина всего через пять лет будет допущена к участию в силах быстрого реагирования НАТО. В качестве страны, не являющейся членом НАТО, как специально подчеркнули в руководстве альянса.

«Частный корреспондент» уже писал о том, что украинские военнослужащие очень пригодились бы альянсу в качестве пушечного мяса для операций в странах третьего мира (типа иракской и афганской). Именно для таких операций теоретически предназначены СБР НАТО, которые, правда, пока носят больше виртуальный характер. В первую очередь потому, что европейцы (даже восточные, не говоря уж о западных) воевать не хотят и не будут.

Соответственно, послать в бой неприхотливых украинских хлопцев вместо изнеженных европейцев было бы в самый раз. Но очень уж громкие вопли издавала по этому поводу Москва.

Похоже, в Вашингтоне и Брюсселе нашли идеальный выход. Хлопцев таки пошлют в бой. Но Украину в НАТО всё равно не примут. И Москве будет хорошо, и Брюсселю ещё лучше, потому что никакой ответственности (даже формальной) перед Киевом он нести не будет. Ни военной, ни политической, ни моральной. Хлопцы будут умирать за просто так.

Модель подобного поведения была продемонстрирована в августе 2008 года, когда, напомню, в Белом доме был ещё агрессивный Буш. Для которого главной войной был Ирак. И Саакашвили отправил в Месопотамию на помощь американцам целый батальон.

Однако агрессивный Буш отнюдь не ощущал, что он из-за этого Грузии хоть чем-то обязан. Поэтому, когда грузинская армия встретилась в бою с российской, единственное, что сделали для союзников американцы, - экстренно перебросили этот самый батальон из Ирака домой. Правда, помочь он ничем не мог, тем более что остальная армия к этому времени уже разбежалась.

В заключение вернёмся к батарейке в Польше. Официальная Москва пока молчит. Очень хочется надеяться, что она промолчит и дальше, чуть ли не впервые за последние лет пять проявив адекватность. Потому что сейчас устроить истерику было бы уж как-то совсем...