Как собирать доказательства, что ты не убийца...

На модерации Отложенный

Студенту 3 курса РГТЭУ Васе Астрашабову повезло дважды. Во-первых, у него никогда не было голубой куртки, а потерпевшая Колубаева сразу показала, что ее мужа Мокуева в новогоднюю ночь бил ножом парень в голубой куртке. Во-вторых, из подъезда дома на Малой Переяславской, где Вася был в гостях у Лены, ни одна другая компания в эту ночь не выходила, только четыре парня и две девушки в 3 часа 36 минут - на записи камеры у подъезда, пусть не очень четкой - они.

В сводке по городу нападение на двух граждан Киргизии в середине длинного перехода под площадью Рижского вокзала отмечено 1 января от 3.20 до 3.40. Более точное время есть на этой камере, но нам оно не известно, поэтому берем худший для Астрашабова вариант: 3.40 - за четыре минуты от подъезда до места нападения поспеть можно, но почти бегом. На записи с камеры в переходе, установленной за 50 метров, нападающие опознаются нечетко.

Пожалуй, Васе повезло трижды: его папа Александр Астрашабов когда-то работал в ГУБОП. Правда, уволился десять лет назад и оперативной работой не занимался, но знаний и связей все же хватило, чтобы сразу пройти маршрут, о котором сообщили ребята, и зафиксировать алиби. Он нашел сильную камеру под фонарем на одном из домов по маршруту и сумел получить копию с ее диска. Эта камера зафиксировала, что в 3.45 здесь прошли две девушки и четверо парней, среди которых отчетливо опознается и Вася. Если теоретически, то, совершив нападение на киргизов в переходе не позже 3.40, они могли выбежать на проспект Мира и, сделав круг по двором, за пять минут успеть сюда, но тогда бы, пожалуй, они так беспечно не выглядели. На Васе черная куртка, в которой он, встретив Новый год с родителями, вышел из дома в начале второго и вернулся к утру спать.

Это - точные факты, все остальное лирика или, как объяснили друзьям Васи 3-го января в ОВД «Мещанское» - лжесвидетельства. «Лжесвидетелей» пятеро - это те, кто вышли с Васей из подъезда в 3.36, во дворе пускали петарды, потом прошли к надземному переходу мимо камеры под фонарем (3.45), затем посадили в такси одну из девушек на проспекте Мира, а пять человек около 4 утра встретились с другой группой друзей во дворе дома по улице Гиляровского. Тут дурачились и разломали снежную бабу - это Вася снимал на видео в мобильном телефоне, но этот телефон сейчас приобщен к делу в прокуратуре, может быть, запись и стерта.

1 января до вечера Вася был дома с папой, мамой и старшей сестрой, которая привезла в гости его маленьких племянников: он им строил какую-то игрушечную дорогу. (Детей он любит, оружием не интересуется, окончил французскую школу и занимался баскетболом). Мама Наталья Николаевна ему говорила: не ходи никуда! Но Вася и его сосед по подъезду Никита решили погулять: взяли у Никиты дома полбутылки виски, по дороге купили колу, в праздничном настроении перешли через проспект Мира и около 23 часов были у подъезда того же дома по Малой Переяславской, где живет Лена и откуда Вася давеча вышел в 3.36.



Здесь Васю и Никиту задержали сотрудники милиции. На десять минут раньше они одели наручники Игорю, который подошел к подъезду и позвонил в домофон, и посадили его в машину. Последним прихватили Ваню, который дожидался их у Лены и выглянул из подъезда в поисках позвонившего в домофон и сразу же «пропавшего» Игоря. Всех четверых доставили в ОВД «Мещанское». Их не били, в карманах ничего особенного не нашли, разрешили позвонить домой и сказать, что они попали в милицию «понятыми». Родителей в ОВД пустили только утром.

На следующий день гражданка Киргизии Колубаева опознала троих, кроме Вани (а в переходе парней и было трое), как людей, которые ранили ножом ее мужа (Мокуев был в НИИ Склифосовского, он и сейчас там - выздоравливает). Перед опознанием дежурная следователь Белова убеждала Колубаеву в коридоре ОВД, что та должна опознать «убийц ее мужа - скинхедов», кричала на их родителей, а самих пацанов водили мимо в наручниках и без шнурков. При обысках в квартирах Васи, Никиты и Игоря не нашли ни ножей, ни голубой куртки и ничего такого, что могло бы указывать на их близость к скинхедам: все они не «ботаники», но и не «качки», студенты. Опознать-то Колубаева их «опознала», но выяснилось, что ночь на 1 января все эти трое проводили в разных местах, и у каждого есть отдельное и убедительное алиби.

Где-то в районе места преступления в 3.20 - 3.40 мог оказаться только Вася, поэтому Никиту и Игоря ночью 2 января отпустили. 11 января в документе следственного комитета о привлечении Астрашабова в качестве обвиняемого они опять возникнут все трое как группа, напавшая на киргизов в переходе, но решение суда о мере пресечения принято только в отношении Астрашабова: сначала он был увезен в изолятор на Петровку, а с 6 января - в СИЗО. 5 января после инструкции с первым дежурным следователем Беловой в НИИ Склифосовского Мокуев опознал Астрашабова «по глазам», но, как и его жена, показал, что бивший его ножом был в светлой одежде.

Мы начали с того, в чем повезло Васе Астрашабову, а теперь посмотрим, в чем ему не повезло. Он родился в такое время и в таком городе, где, с одной стороны, фашисты, действительно, убивают киргизов и не только их. А с другой стороны, в этом городе милиционеры могут задержать любого пацана, который почему-то им не понравился, и с этого момента вступает в действие презумпция виновности. То есть милиция уже отрапортовала о «раскрытии» и теперь не она будет собирать доказательства вины, а родители будут собирать доказательства невиновности, а им никто не будет верить, и свидетелей будут запугивать. Хорошо еще, если папа когда-то работал в ГУБОП, но ведь не у всех так.