Что будет с Союзным государством?

На модерации Отложенный

В конце прошлого года Беларусь и Россия праздновали десятилетие Союзного государства. Но праздник получился не особо радостным. Все говорили о конфликтах между государствами, и почему-то никто - об успехах интеграции соседей. События последних дней лишь подтверждают: о союзничестве Минска и Москвы речь давно уже не идет. Больше месяца страны выясняют отношения по поводу нефтяных пошлин. К спору о пошлинах добавились обвинения белорусского президента о том, что Россия усилила контроль на границе. Оба конфликта - показательное дополнение к целому ряду «войн», которые две страны пережили в прошлом году - газовая, молочная, мясная и даже сельхозмашинная. Создание в конце прошлого года Таможенного союза между Беларусью, Казахстаном и Россией выглядело как насмешка над реалиями. Беларусь превращается в своего рода нового мальчика для битья на постсоветском пространстве. До недавнего времени эту роль приходилось исполнять Украине

Белорусское руководство сейчас все чаще использует тему неэффективности Таможенного союза: мол, зачем было его создавать, если толку все равно никакого? Последнее недовольство Минска связано с тем, что Россия решила установить пошлину на часть поставляемой в Беларусь нефти. Ранее контракт предусматривал уплату лишь 36% таможенной пошлины, но в конце минувшего года действие документа истекло. И теперь Москва заявила о новых условиях поставок: только 6 млн. тонн беспошлинно и 15 млн. тонн с уплатой стопроцентной пошлины. Белорусы возмущаются: о каком Таможенном союзе может идти речь, если один из его участников ведет себя подобным образом?

Ситуация, похоже, сложилась тупиковая. Минск пытается играть на интеграционных чувствах партнеров, но Москву вряд ли это способно разжалобить. Фактор рыночных отношений ворвался в сотрудничество Беларуси и России, несмотря на колоссальное нежелание первой. В Минске существуют подозрения, что нефтяной прессинг всего лишь месть со стороны российского премьер-министра. В белорусских СМИ активно перепечатывают заявление российского президента Дмитрия Медведева, который обещал «договориться» и не ставить «в неудобное положение белорусских партнеров». Однако, полагают тамошние политологи, российское правительство не вняло призывам лидера страны. Похоже, Владимир Путин таким образом пытается стимулировать Беларусь к признанию независимости Южной Осетии и Абхазии. Александр Лукашенко попробовал заручиться поддержкой Дмитрия Медведева, написав тому письмо. Но вначале получил лишь унизительный ответ российского вице-премьера Игоря Сечина, в котором говорилось, что предложение России по поводу пошлины остается в силе. Спустя некоторое время Александру Григорьевичу ответил российский коллега, но содержание письма не разглашается.

Интересно, что прессинг России на Беларусь становится тем сильнее, чем больше сближается Минск с западными странами и особенно с Европейским Союзом. За прошлый год сторонам удалось достичь немалого прогресса: Беларусь была включена в программу ЕС «Восточное партнерство», европейские лидеры стали частыми гостями в Минске, белорусские политики стали въездными в западные страны. Но за все хорошее когда-то приходится расплачиваться. Москва, ранее испытавшая тактику экономического шантажа на Украине, сейчас перебросила все усилия на Беларусь. Белорусский пример доказывает: Россия вспоминает о рыночных отношениях с соседями, как только речь заходит о политических вопросах, которые чем-то не устраивают Москву. И если в былые времена Россия пыталась задобрить соседей любыми преференциями, лишь бы те были более лояльными, то сегодня российские власти особо не церемонятся. Применение экономических рычагов является своего рода напоминанием независимым соседям РФ об их зависимости.

Белорусский президент в информационном плане пока что ничуть не проигрывает Москве. Западные СМИ, еще год назад журившие Александра Лукашенко за диктаторство, сегодня испытывают к нему жалость, смешанную с поддержкой. В «Вашингтон пост» вышла статья с красноречивым заголовком «Сезонное похолодание».

«Если на дворе январь, то самое время России вести очередной политически мотивированный спор по поводу поставок энергоресурсов с одним из своих соседей... По мере того, как эта зима набирает обороты, г-н Путин выбрал Беларусь для раздачи наказания», - пишет американское издание. Александр Григорьевич пытается делать все возможное, чтобы привлечь внимание к конфликтам с Россией. И к слову, весьма эффективно: в «Вашингтон пост» вскоре после вышедшей публикации о нефтяном шантаже пришло письмо от путинского пресс-секретаря Дмитрия Пескова, который заявил, что журналисты исходят из «ложных посылок» и мыслят «устаревшими стереотипами».

Лукашенко, между тем, пытается подогреть интерес к российско-белорусскому противостоянию не только нефтяной темой. В начале недели он заявил о том, что Россия усилила контроль на административной границе. Понятно, что «заграницу» этим вопросом вряд ли заинтересуешь: скажем, своего «шенгена» у Минска и Москвы никогда и не было. На границе всегда находилось пять российских стационарных пограничных отделов плюс еще 16 пунктов предварительного уведомления (фактически это те же пункты пропуска). Проблем при этом возникало всегда немало.

К примеру, в России для граждан Литвы и Латвии действует безвизовый режим, но как только они въезжают на территорию Беларуси, то их задерживают как нарушителей визового режима. То же касается и граждан Грузии, которые через Беларусь пытаются попасть в Россию. Лукашенко лишь публично признал те проблемы, которые существовали уже давно. Но это еще один повод напомнить гражданам Беларуси: только Минск и выкладывается полностью в строительстве союзного государства, Москва же нарушает все договоренности. «Если мы строим Единое таможенное пространство, имеем союзное государство и при этом происходят подобные действия, то это ненормально», - заявляет Александр Григорьевич. Его цель понятна - в первую очередь, мобилизовать собственных граждан. На фоне экономического кризиса позиции белорусского президента становятся все слабее; антилукашенковская информационная кампания, затеянная российскими СМИ, все бьет сильнее по репутации некогда могущественного батьки.

Россия, по всей видимости, вряд ли уступит в конфликте. Беларуси попросту не на кого и не на что рассчитывать - и дело даже не в том, что западным странам сегодня не до проблем Минска. ЕС и США пытались поддержать Украину во время двух газовых войн. Все это заканчивалось на переговорах фактической победой России и неожиданными закулисными договоренностями, которые выставляли западных партнеров в весьма глупом свете. Призывы Лукашенко к здравому смыслу также напрасны - от него ждут либо лояльности, либо платы по счетам.

Казалось бы, Минск мог бы рассчитывать на поддержку Украины, с которой у белорусов в последнее время сложились довольно теплые отношения. Но вряд ли у Киева в избирательный сезон возникнет подобное желание. Действующего президента в Москве точно не услышат, а двум кандидатам в президенты, трепетно выстраивавшим отношения с российским руководством, уж точно не до Беларуси. Хотя белорусский пример должен послужить хорошим уроком для украинских политиков, если те окончательно не распрощались с надеждами на создание любого рода союзов с Россией.

Кстати, Россия, Казахстан и Беларусь решили перенести запуск Единого экономического пространства на более поздний срок - на первое января 2012 года. Есть подозрение, что эта отсрочка всецело была связана с Украиной, фактически оставившей ЕЭП после прихода к власти Виктора Ющенко. Нельзя исключать, что Москва попытается интегрировать Украину в ЕЭП после президентских выборов. Собственно, организация из трех букв и создавалась «под Украину», чтобы раз и навсегда оторвать ее от западного вектора развития. Двух лет должно вполне хватить, чтобы одобрить все документы, разработанные Москвой, Алматы и Минском в последние пять лет в рамках ЕЭП. Нужен ли Украине этот альянс? Ответ хорошо известен Александру Григорьевичу