Как челябинской семье удалось отстоять право на квартиру

На модерации Отложенный

Только через суд челябинской семье удалось отстоять свое право на квартиру.

Надие Благининой пришлось пройти все инстанции от УФМС до полиции, чтобы доказать: предъявленная другим человеком «зеленка» на ее квартиру недействительна, а жилье, 14 лет назад выделенное ее свекру ОАО «РЖД», не могло быть продано без ведома законного владельца. На днях Советский районный суд Челябинска наконец поставил точку в этом деле, длящемся с 2011 года, когда семья Благининых с удивлением узнала от постороннего человека, что их жилье им не принадлежит - по крайней мере по документам. Мотивированная часть решения должна выйти как раз 21 января.

«Мой свекр Александр Анисимович в 1998 году заключил договор коммерческого найма трехкомнатной квартиры на улице Цвиллинга с ГУП «Челябинская дистанция гражданских сооружений ЮУЖД», - рассказывает Надия Благинина. - Все честь по чести: внес первоначальный взнос, а затем мы платили остаток, закончили в 2007 году. Вдобавок в счет погашения долга за жилье муж когда-то передал железной дороге однокомнатную квартиру. Когда закончили платить, свекр начал сбор документов, чтобы приватизировать жилье, но не успел: в 2009-м его не стало».

История, казалось бы, обычная, если не считать особого правового статуса жилой недвижимости, принадлежащей железнодорожному ведомству: такие квартиры числятся федеральной, а не муниципальной собственностью, то есть администрация Челябинска не имеет к ним никакого отношения. Наверное, поэтому и стала возможной афера, затеянная неким гражданином Исламовым.

«Вообще-то часть вины лежит и на нас, - признает Надия Благинина. - Супруг после смерти отца вовремя не оформил наследство, хотя муж и мы с дочерью проживали на Цвиллинга и исправно оплачивали квитанции коммунальщиков, никто из нас не был здесь зарегистрирован. Супруг обратился к нотариусу с целью оформить наследство только через два года после смерти свекра, когда вопрос можно было решить уже только через суд. А в октябре 2011 года к нам пришел Исламов и заявил, что квартира его. Еще и «зеленку» предъявил!»

Каким образом новоявленному собственнику удалось получить заверенную бывшей Регпалатой розовую «зеленку»?

По данным аппарата уполномоченного по правам человека Челябинской области, куда уже в 2012 году обратились Благинины, Исламов оформил право собственности на «трешку» 27 сентября 2011 года, предъявив в обоснование своего требования... решение Советского районного суда за май того же года! Уже позже, обратившись в суд, Надия Зайнулловна выяснила, что дело с обозначенным в документах «собственника» номером не имеет к ее квартире вообще никакого отношения - гражданин просто подделал судебный документ.

Возмущением по поводу действий Исламова все не закончилось.

В апреле 2012 года законные хозяева обнаружили, что на двери их квартиры появился новый замок. Чтобы попасть к себе же в комнаты, пришлось вызывать МЧС и полицию. Тут-то и появился очередной собственник: этот гражданин заявил, что приобрел «трешку преткновения» у Исламова за полтора миллиона рублей и намерен воспользоваться своей новой собственностью. Выяснилось, что раньше новый «хозяин» по фамилии Садыков уже приходил к мужу Благининой и предъявлял ему договор купли-продажи. Позже Садыков появлялся еще раз.

Семья оказалась в совершенно дурацком положении. Благинины по-прежнему жили в своей квартире, но при этом знали, что в управлении Росреестра она была зарегистрирована на кого-то другого, а этот другой успел перепродать их жилье и вовсе в третьи руки! Вдобавок из-за получившейся неразберихи Благинины не могли и прописаться в собственной квартире: по одним документам они живут здесь уже 14 лет, а по другим выходят и вовсе посторонними.

Надия обратилась в полицию. Сначала к участковому, затем в районный отдел экономической безопасности, прокуратуру, наконец, к уполномоченному по правам человека в Челябинской области Алексею Севастьянову. Вмешательство омбудсмена, очевидно, помогло: уголовное дело по факту мошенничества наконец было возбуждено и в настоящее время находится в УМВД по Челябинску. По-обывательски в деле все понятно: уже доказано, что исламовское постановление суда поддельное. Ясно, что вряд ли честный покупатель трехкомнатной квартиры выложит за нее полтора миллиона, даже не потрудившись осмотреть предлагаемое помещение. Но пока полицейские не пришли к таким выводам. Хотя из разговоров со следователями Благинины выяснили, что Исламов во время следствия находился в изоляторе как следственно арестованный по другому уголовному делу.

В начале декабря Надия Благинина обратилась в суд, требуя признать сделку между Садыковым и Исламовым недействительной.

«Мы просили признать право собственности на квартиру за нами троими - я сама, муж и дочь, - рассказывает Надия Благинина. - Суд в конце концов пошел нам навстречу, правда, вместо дочери выделил долю свекрови - как наследнице умершего Александра Анисимовича».

В пресс-службе Советского райсуда подтвердили: действительно, принято решение истребовать из незаконного владения Садыкова трехкомнатную квартиру по улице Цвиллинга, этим же решением признано право собственности на три равные доли квартиры за тремя жильцами. Казалось бы, можно торжествовать победу и оформлять наконец прописку. Но, во-первых, решение суда вступит в силу только через месяц - мало ли что за это время придумают оппоненты. А во-вторых, гражданский иск гражданским иском, а вот уголовное дело в отношении подозреваемых в мошенничестве пока еще не закончено.