Чечню и Ингушетию "зачистили" от мин
На модерации
Отложенный
На Северном Кавказе по-прежнему неспокойно. И не только потому, что в мирное время там продолжают шастать бандиты, грабя и убивая местных жителей, в том числе журналистов. В здешних местах, а речь идёт о республиках Чечня и Ингушетия, после окончания активных боевых действий осталось очень много невзорвавшихся мин и снарядов – тысячи гектаров земли засеяны смертоносными «семенами»…
Какое-то время работы по разминированию Чечни осуществляли сотрудники МЧС и подразделения Минобороны по отдельным заявкам военкоматов. От этого несистемного подхода к решению проблемы число жертв случайных подрывов не уменьшалось, а поля, на которых бы хлеб да овощи выращивать, продолжали давать совсем другой «урожай»…
Шаг. Остановка… Ещё шаг… Сердце стучит в такт писклявой рамке миноискателя. Здесь в нескольких сантиметрах – смерть… Притаилась и ждёт в своём неглубоком подземелье случайную жертву. Ставим красный флажок… Одно неловкое движение, и тишину кавказской природы вмиг оборвёт адский гром тротилового взрыва… Но солдаты из донского города Каменск-Шахтинский здесь не случайно, а именно для того, чтобы ничего подобного не случилось. Эти ребята – военнослужащие уникального и единственного в Вооружённых Силах России подразделения – инженерного батальона разминирования, который был специально создан для очистки от взрывоопасных предметов территории, познавшей многолетнюю войну.
Батальон был сформирован в марте 2012 года по решению руководства страны и министра обороны из числа военнослужащих отдельной гвардейской Кингисеппской Краснознамённой, ордена Александра Невского инженерной бригады, которой командует гвардии полковник Игорь Михайлик. В дополнение к штатной численности батальона была создана рота разминирования для работ в труднодоступной горной местности Ингушетии.
При разминировании сапёры работают группами и парами.
– Задача первого – обнаружить взрывоопасный предмет, а второй сапёр должен его обезвредить, – поясняет старший оперативной группы Южного военного округа по разминированию и очистке местности от взрывоопасных предметов территории Чеченской Республики и Республики Ингушетия полковник Александр Нестеренко. – При этом в случае если обнаруженный боеприпас представляет большую опасность для сапёров, его уничтожают на месте путём подрыва. Если же есть возможность его перемещения, то тогда боеприпасы собирают в одном месте и каждый вечер уничтожают накладным зарядом. Работа проводится в тесном контакте с администрациями на местах. С ними у нас полнейшее взаимопонимание.
Бывают у сапёров и внеплановые задачи. Так, по обращению полномочного представителя Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе А. Хлопонина на окраинах Грозного военными инженерами была проведена очистка от ВОП территории, планируемой под строительство комплекса зданий университета, больницы и газопровода.
С этими задачами военнослужащие инженерно-сапёрного батальона справились успешно и в кратчайшие сроки.
Конечно, без специальной техники и оборудования любой сапёр как без рук. На помощь военным инженерам выделена современная экипировка, они оснащены неконтактными миноискателями взрывных устройств «Коршун», комплектами разведки минных полей, бронированными машинами с колейными минными тралами БМР-2, машинами разграждения ИМР-3.
Эта техника способна за сутки расчистить более одного гектара пахотных земель. На ней можно ехать прямо по минному полю, её броневая защита выдерживает взрывы большинства оставшихся в Чечне мин.
К выполнению задач также привлекаются специально обученные собаки минно-разыскной службы.
Учитывая опасность сапёрного дела, оборонная промышленность позаботилась о тех, кто ежеминутно рискует. Защитный костюм сапёра «Дублон» своим грозным видом рисует в сознании экзотический образ эдакого трансформера-электросварщика. Впрочем, вся тяжесть и неповоротливость конструкции щедро компенсируется сохранённой жизнью сапёра. Ведь любая мина может быть установлена на неизвлекаемость! Поэтому хочешь дольше ходить по земле – надевай титановую «дублёнку»…
Судя по тем задачам, которые выполняет отдельный инженерно-сапёрный батальон, его смело можно назвать ещё и научно-исследовательским институтом. Вместе с прямым выполнением задач по разминированию здесь проходит испытания целый ряд новых образцов войскового инженерного оборудования. Это и закрытые очки для защиты глаз сапёров от осколков, и глубинный металлодетектор, и переносной искатель радиоуправляемых фугасов.
– Недаром говорят, что инженерные войска – сплав науки и отваги, – говорит Александр Нестеренко. – Все свои придумки мы серьёзно намерены внедрить в работу инженерных войск и в первую очередь тесно сотрудничаем с научно-исследовательскими институтами оборонной промышленности.
В мае и ноябре 2012 года с инспекцией подразделений инженерных войск Южного военного округа, выполняющих боевые задачи по очистке местности от взрывоопасных предметов, приезжала рабочая группа во главе с начальником инженерных войск Вооружённых Сил РФ генерал-майором Юрием Ставицким. Начальник инженерных войск проверил бытовые условия и места проживания личного состава подразделений, качество питания и медицинского обеспечения, проведения занятий по боевой подготовке, состояние средств поиска и индивидуальной защиты у военнослужащих при выполнении задач.
Он отметил в лучшую сторону состояние дел в подразделениях под командованием старшего лейтенанта Игоря Ляпунова и капитана Владимира Карасёва.
Особо отмечены действия по обнаружению взрывоопасных предметов и проявленное мастерство при выполнении боевых задач по разминированию гвардии рядовых Олега Урянского, Дениса Литвинова и Владимира Андреева.
Комментарии