Коммунальный садизм

В столице продолжается война между защитниками и противниками животных, брошенных людьми на произвол судьбы. В СМИ леденящая душу тема отравителей-догхантеров уступила место жестокости коммунальщиков, которые опять перекрывают продухи в подвалах домов вместе с (пока ещё) живыми кошками.

Согласно постановлению департамента ЖКХ Москвы все проёмы и отверстия, ведущие в подвалы и на чердаки, должны быть затянуты мелкой сеткой, но на самом деле продухи подвалов закладывают и железными листами, и кирпичом - кто во что горазд. В результате замурованными нередко оказываются бездомные кошки. Сначала эти несчастные в ужасе носятся и воют в своих темницах, а потом медленно угасают, как средневековые мученики. А ведь раньше департамент ЖКХ Москвы требовал оставлять один продух в подвалах домов, где живут животные. Теперь же это распоряжение аннулировано.

Представители общественности не раз уже обращались к столичным властям с просьбой прекратить замуровывание подвалов или хотя бы сначала выгонять из них кошек. Множество писем с такими требованиями получили и сами эксплуатационники от жителей домов. Активистка Международного благотворительного фонда помощи животным "Дарящие надежду" Ирина Космовская говорит, что заявления от горожан, возмущенных жестокостью коммунальщиков, продолжают поступать, но власти делают вид, что ничего особенного не происходит. Департамент столичного ЖКХ рекомендовал постепенно закрывать вентиляционные отверстия, ведущие в подвал, а кошек помещать в приюты, забыв, что таких приютов в российской природе практически нет (цивилизованные схемы, увы, трудно культивируются на нашей ниве - не то что новейшие коррупционные технологии в том же ЖКХ).

В итоге неравнодушные москвичи самостоятельно вскрывают подвалы, чтобы вызволить оттуда четвероногих узниц. Но и коммунальщики с их ведомственным садизмом не сдаются - на горожан подают в суд, причём, за копеечные решетки требуют, как принято в Москве, удивительные суммы. Газета "Новые Известия" недавно рассказала такую историю: местный ЖСК подал в суд на москвича Евгения Толстыженко за спасение кошки из замурованного подвала. Тяжба, продолжающаяся уже год, началась с того, что прошлой зимой в доме по Митинской улице все вентиляционные окна подвала дома закрыли решетками. Председатель ЖСК Александр Солодченко заверил жителей, что животных там не осталось. Но из подвала днем и ночью доносилось отчаянное мяуканье, и вскоре решетка оказалась выломанной.

Коммунальщики сразу же обвинили в этом Евгения Толстыженко и его жену - они часто подкармливали бездомных кошек. Теперь с них требуют компенсацию в 16,3 тыс. рублей. Супруги утверждают, что решетку они не ломали, хотя несчастных бездомных животных действительно подкармливают, имеют такой грех. Более того, чтобы разрешить этот конфликт, миролюбивый Евгений купил металлический лист, проделал в нем отверстия и закрыл подвальный проём - кошек там уже не было. Однако именно этот факт в суде посчитали доказательством виновности супругов. При этом истец - ЖСК - утверждает, что животных в подвале дома и раньше не было, а супруги сломали решетку просто "из хулиганства".

В центре защиты прав животных "Вита" чете Толстыженко посоветовали подать встречный иск на председателя ЖСК по статье о жестоком обращении с животными.

Юристы, правда, рекомендуют в подобной ситуации действовать не собственными руками, а вызывать полицию или спасателей. Это легко рекомендовать, да трудно удержаться, когда заживо похороненные кошки зовут на помощь. К тому же по всей России, по данным общества защиты животных "Фауна", всего лишь несколько десятков человек осуждены по статье 245 УК "Жестокое обращение с животными". Оказывается, данную статью очень сложно применять на практике - требуется предъявить труп животного и доказать, что имели место хулиганские мотивы и садистские действия.

Между тем, в ЖСК оправдывают свой коммунальный садизм заботой о тепле в подвалах, хотя продухи в домах, предусмотренные проектами и техническими нормами, должны обеспечивать не тепло, а вентиляцию подвальных помещений. Без них возникает сырость, плесень и могут скапливаться газы, способные, по словам специалистов, заполнить подвал и вызвать возгорание или взрыв. Ходят, однако, упорные разговоры о том, что власти издали негласное распоряжение насчёт ликвидации подвальных проёмов якобы для предотвращения терактов, и с коммунальщиков за это строго спрашивает полиция. Террористов такими мерами вряд ли остановишь, а вот комфорт для крыс и мышей в отсутствие кошек в подвалах обеспечен, как и инфекционная опасность для квартир, куда грызуны отправляются на ночную охоту. Но коммунальщики легко парируют этот аргумент: дескать, это уже не наша забота, а санэпидемслужбы.

И все же общественное неприятие садизма коммунальщиков сделало свое дело: в столичном департаменте ЖКХ, как говорят, "возникла некоторая озабоченность проблемой замуровывания животных", и он предложил руководству префектур ввести в приютах для домашних животных дополнительные вольеры для кошек. То есть, замуровывание подвалов никто не отменяет, просто еще раз дается рекомендация перед этим отловить всех бездомных кошек.

По словам президента Центра защиты прав животных "ВИТА" Ирины Новожиловой, 10 лет назад в столице уже велась подобная "битва за подвалы", и тогда чиновники отступили. Однако в 2010 году в Москве судили защитницу животных Ирину Зеленову, которая боролась с работниками ДЕЗ "Жулебино" за право бездомных кошек не оказаться заживо погребенными в подвале. Против женщины возбудили уголовное дело по статьям "Клевета" и "Оскорбление".

Конечно, не будем отрицать наличие острой проблемы с большим числом бездомных животных, что в какой-то степени отражает состояние нашего больного общества. Ирина Новожилова считает необходимым принять законодательные меры по сокращению их популяции и организовать отлов бездомных собак и кошек на предмет их стерилизации. Чиновники также выдвигали по этому поводу различные идеи, но дальше дело так и не пошло. Никаких новых гуманных распоряжений и законов не появилось, бездомных животных становится все больше, а немалые деньги, отпускаемые государством на организацию приютов для них и стерилизацию, по-прежнему разворовываются.

Лично я не очень люблю кошек. Но еще больше я не люблю людей, жестоко обращающихся с бездомными животными, какими бы причинами и обстоятельствами они не объясняли свой садизм.