Житель Пскова случайно нашел библиотеку князя Голицына
В Псковской области обнаружили почти 1000 томов редких французских книг по тактике и стратегии. Как выяснилось, внушительная библиотека принадлежала князю Дмитрию Голицыну. Историк и специалист по Наполеоновским войнам, сделавший открытие, не мог даже предположить, что такое сокровище обнаружится у него буквально под ногами.
Бесценные книги — целую библиотеку, собранную выдающимся военным мыслителем первой половины XIX века, — нашел Константин Жучков, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры музееведения Псковского университета, специалист по Наполеоновским войнам.
Удивительно, но местом последней прописки редких фолиантов были... фонды Пушкинского заповедника. Как выяснилось позднее, еще в 1975 году его легендарный хранитель Семен Гейченко привез несколько ящиков книг, которые он получил через Академию наук СССР в качестве экспонатов для усадьбы в Петровском. А до того как он расписался в получении, эти книги хранились в Государственном историческом музее (ГИМ), главное здание которого по-прежнему украшает Красную площадь. Туда они попали почти сразу после большевистского переворота. Тогда в огне пожаров исчезали уникальные реликвии прежних эпох. Дворянские усадьбы грабились, имущество растаскивалось по крестьянским дворам, и новая власть, как будто спохватившись, начала предпринимать усилия, чтобы пресечь массовое мародерство. Касалось это и книг.
А дальше началась великая неразбериха, потому что, помимо реквизированных книг, туда доставлялись и экспонаты из полковых музеев, которых в России насчитывалось более сотни. В конечном счете было принято решение создать новый — Военно-исторический музей, который, впрочем, просуществовал недолго и в 1924 году он был закрыт. Но удивительней всего то, что книги по военному искусству князя Голицына каким-то чудом не растерялись и довольно компактно пролежали в запасниках ГИМа. Скорей всего, это произошло потому, что они не были разобраны из-за нехватки специалистов.
Когда Гейченко готовил к открытию уже отреставрированную усадьбу в Петровском, ему нужны были экспонаты пушкинской эпохи, но музейщику хватило одного взгляда, чтобы оценить книги с возможной перспективой на то, что когда-нибудь и для них найдется свой исследователь. Так и произошло, потому что несколько лет назад Константин Жучков заинтересовался странным шкафом, набитым книгами на французском языке по военному делу. По его словам, на то было несколько причин. Во-первых, книги были буквально испещрены многочисленными пометками. Причем было видно, что с книгами много и скрупулезно работали.
Были даже сделаны специальные вклейки, куда владелец библиотеки вписывал свои замечания.
Во-вторых, вдумчивому исследователю многое говорили и имена авторов: Фолар, Санта-Крус, Фекьер, Гибер, Мениль-Дюран и другие — всё это были выдающиеся военные теоретики XVIII века, на которых равнялась в то время буквально вся Европа. Так, постепенно (не в один день) к Константину Жучкову пришло понимание того, что перед ним библиотека человека, который знает и понимает военную науку. После многочисленных поездок в Москву, сравнения почерка стало известно и имя владельца коллекции. Известно, что в каждом расследовании не обойтись без мистики, не стала исключением и голицынская библиотека.
Дело в том, что сам князь во время оно был генерал-губернатором Москвы и именно на его балу Александр Сергеевич Пушкин познакомился с юной Натали Гончаровой. Скажу больше: мать князя Наталья Чернышева стала для Пушкина прообразом зловещей графини в «Пиковой Даме». Другими словами, в этой истории всё так перемешано (имена, знатные российские рода), что мне уже самому кажется, что эта библиотека просто не могла не оказаться в Псковской губернии.
Сейчас изучение коллекции продолжается. Мало ее идентифицировать. Ее еще нужно ввести в научный оборот, а для этого — составить описание, которое займет, возможно, не один год и не один том. Поэтому каждый свободный день Константин Жучков отправляется из Пскова в Пушкинские горы, а именно — в усадьбу Петровское, где работает с книгами. Если всё пойдет, как задумано, то уже в этом году он планирует завершить свое исследование и приступить к составлению каталога. Пока неясен вопрос, на какие средства он будет издан, но сам «кладоискатель» убежден, что описание будет интересно не только российским историкам, но и их иностранным коллегам. И в первую очередь — во Франции.
Экспертное мнение
Владимир Аракчеев, доктор исторических наук, заведующий кафедрой общей истории ПсковГУ:
— Сельские дворянские библиотеки XIX века сегодня ассоциируются лишь с дамскими альбомами и прочей сентиментальной литературой, но после знакомства с библиотекой князя Голицына понимаешь: это далеко не так. Уже сам факт ее существования дает нам повод полагать, что Пушкин был всё-таки глубоко прав, когда написал, что Петербург для нас прихожая, Москва — гостиная, а деревня — наш кабинет. Именно в таком кабинете и работал князь Голицын, посвящая свои досуге не праздности, но благу Отечества.
Комментарии
Венок и банку от тушонки ?
(для пипопепла)