Беларусь может сэкономить на "идеологической вертикали"
Эксперт "Немецкой волны" Наталья Макушина не понимает, зачем белорусские власти тратят столько средств на содержание "идеологической вертикали" из тысяч чиновников и мелких пропагандистов, особенно в 2013 году, который объявлен указом президента Белоруссии "годом бережливости".
Оптимизация деятельности госорганов, как заявил Лукашенко, может затронуть 25-30% от численности госаппарата (около 13 тыс госслужащих). "В то же время об упразднении отделов по идеологии речь не идет, хотя бюджет мог бы значительно сэкономить на ликвидации совершенно не нужной белорусам "идеологической вертикали", - недоумевает Макушина.
Автор отмечает, что "власти не скупятся на материальную поддержку идеологов" - чиновников созданной в 2004 году "совершенно не нужной белорусам "идеологической вертикали". Провозгласив курс на экономию госрасходов, власти не заявляют о намерении ликвидировать данную бюрократическую надстройку по ппромыванию мозгов. "Они занимают хлебные места в кабинетах администраций городов и районов, в учреждениях и на предприятиях - от лесничеств до бройлерных фабрик и сети интернет. В учебных заведениях созданы еще и управления воспитательной работы, в которых имеются специальные идеологические секторы. А среди штатных должностей, кроме руководителей и замов, есть еще и делопроизводители управлений идеологической работы, и инструкторы-методисты по воспитательной и идеологической работе", - отмечает Макушина в своей статье.
Автор обращает внимание на анахронизм явления, его несовместимость с принципами демократии, а также обоснованиями нужности данной "вертикали" в принципе. "Свою значимость работники идеологического фронта подкрепляют сотнями документов-отчетов, согласно которым даже "высокие экономические показатели трудовых коллективов достигаются с помощью формирования у тружеников единых общественно-политических идеалов и духовно-нравственных ценностей". В XXI веке в центре Европы на Единых днях информирования гражданам объясняют, как им следует понимать политику главы государства. Но на деле "работа с населением" сведена к обычному "контролю за мозгами" и выявлению инакомыслящих", - говорится в публикации".
В обоснование своей позиции Макушина приводит такие данные: "В одном только Пуховичском районе Белоруссии (а всего таких районов - 118) на предприятиях, по официальным данным, действуют 130 заместителей руководителей предприятий по идеологической работе. Еще с десяток идеологических работников содержат структуры местной власти Пуховичей".
"Нетрудно подсчитать, что зарплата тысяч бюрократов - пропагандистов преимуществ экономической системы, созданной Лукашенко, - вытягивает из бюджета внушительные суммы. К прямым бюджетным убыткам можно отнести финансирование пустопорожних разработок "способов мониторинга эффективности усилий идеологов" и рекомендаций "по усовершенствованию идеологической работы", которыми за счет налогоплательщиков озабочена Академия управления при президенте Белоруссии, - говорится в публикации. - Особой статьей расходов на идеологию c двойным дном стала поддержка государственных СМИ - телевидения и газет. В Год бережливости на нее решено потратить в пересчете 45 миллионов долларов. Причем по установившейся традиции идеологи на предприятиях принудительно подписывают работников на издания, контролируемые государством".
По мнению эксперта, в Белоруссии "сложилась абсурдная ситуация": "Многие понимают, что идеологические контролеры нужны в первую очередь властям - как надзиратели за лояльностью. Но протестовать никто не отваживается. До тех пор пока общество молча глотает это пропагандистское насилие, объявленное Лукашенко сокращение госаппарата вряд ли затронет "идеологическую вертикаль".
"Так что, похоже, экономить в Год бережливости придется не чиновникам от идеологии, лишенным насиженных мест, а простым гражданам. И не по призыву властей, а от бедности. Потому что, несмотря на идеологические установки об эффективности экономики, Белоруссия оказалась на первом месте в СНГ по росту цен, а по покупательской способности вошла в девятку самых бедных стран Европы", - сделала вывод Макушина.
Кризисные явления в экономике Белоруссии вынудили руководство республики пойти на сокращение бюджетных расходов. В 2012 году был заявлен курс на дебюрократизацию и сокращение численности госслужащих на 25-30%, создание медиахолдингов путём объединения госизданий. В 2012 году был создан издательский дом "Звязда", в состав которого вошла государственная белорусскоязычная газета с таким же названием и ряд литературно-художественных белорусскоязычных госизданий (юмористический журнал "Вожык" и др.).
В соответствии с подписанным 10 января 2013 года председателем Совмина Белоруссии Михаилом Мясниковичем и главой Администрации президента Белоруссии Андреем Кобяковым распоряжением "О некоторых вопросах реорганизации отдельных редакций средств массовой информации" четыре республиканские государственные газеты будут объединены с газетой Администрации президента Белоруссии "Советская Белоруссия". В соответствии с документом запланирована реорганизация газет "Республика" ("Рэспубліка"), "Белорусская нива", "Знамя юности" и "Народная газета".
Также напомним, 11 января в Минске Александр Лукашенко в ходе совещания с чиновниками заявил, что госаппарат Белоруссии ждёт масштабное сокращение - чиновников будут увольнять без льгот и компенсаций и трудоустраивать, а оставшимся повысят зарплату. Лукашенко заявлял о борьбе с бюрократизмом во время всех своих президентских кампаний (с 1994 года). В выборном 2010 году, 9 ноября на совещании о повышении эффективности работы с обращениями граждан Лукашенко заявил: "Наша работа по дебюрократизации государственного аппарата начата не сегодня, но она идет из рук вон плохо". По распоряжению Лукашенко 1 октября 2012 года была создана госкомиссия по реформированию органов государственной власти, которой было поручено разработать комплекс мер по сокращению численности госслужащих. Александр Лукашенко 3 января на встрече с руководителями госкомиссии - главой Администрации президента Андреем Кобяковым и помощником президента Натальей Петкевич, сказал: "Мы договаривались, что это будет как минимум 25%. Такое время настало. Если мы говорим о дебюрократизации, то, естественно, надо, чтобы чиновников было меньше. Если чиновников много, они все равно найдут себе возможность заниматься даже теми вопросами, которые нам не нужны и которые как раз входят в перечень того бюрократизма, против которого мы с вами боремся".
Комментарии
Каждой стране посвящена отдельная глава. Кроме общих нарушений прав человека, речь идет конкретно о правах русскоязычных граждан — в докладе упоминаются все нашумевшие случаи, например, беспрецедентное отлучение детей от родителей в Финляндии.
Нам, русскоязычным жителям Германии, в этом докладе особенно интересны три страницы, посвященные ФРГ. Там перечисляются вполне законные претензии по поводу нарушений прав человека в этой стране; упомянуты один-два международных скандала. Но почему-то не назван ни один конкретный случай и совсем не упомянуты русскоязычные, бывшие и настоящие граждане РФ. Как будто нас здесь нет или наши права никогда не нарушаются. Может быть, они, действительно, не нарушаются, и все у нас прекрасно?
Кельнское отделение Правозащитного Союза, которое с 2008 года занимается правами наших соотечественников в Германии, располагает другими сведениями. За три года существования Правозащитного Союза более 3000 раз они обращались к нему за правовой помощью. Накоплен значительный массив информации, и теперь уже очень сложно отводить глаза и утверждать, что, дескать, в Германии-то с правами человека все в полном порядке.
Нормально ли, например, то, что человек, вернувшись домой, обнаруживает, что неизвестные лица в полицейской форме снимают номера с его машины? А на требование объяснить эти действия вдруг начинают его избивать с криками: "Уезжай отсюда, если тебе не нравится". Затем оставляют его в наручниках и с разбитой головой на крыльце дома и уезжают. Именно это произошло с бывшим биатлонистом Сергеем Заецом в Вюрцбурге. Спортсмен после избиения попал в больницу, вынужден был лечиться. Может быть, перед ним потом как-то извинились, компенсировали ущерб, наказали полицейских, чья задача состоит в том, чтобы защищать людей, а не избивать их?
"Случайные" избиения - не такая уж редкость в Германии. Так, в Гуммерсбахе спецназ ворвался в дом пожилого переселенца Георга Шарфа, избил 62-летнего мужчину, в результате чего он потерял трудоспособность. В этом случае, правда, пострадавшему удалось, по крайней мере, добиться компенсации и извинений. И то - лишь потому, что его жена догадалась сразу же подключить к этому делу телеканал WDR. Но какие извинения могут помочь человеку, потерявшему здоровье?
Который год пытается добиться правды переселенка Лилия Ванзидлер, у которой органы опеки отбирают ребенка. Пакистанец Амжад Али, гражданский муж Лилии, никогда особенно не интересовался пятилетним сыном, часто не приходил на встречи, хотя ребенок его ждал. А в тех редких случаях, когда все же брал сына — "развлекал" его весьма сомнительным образом: то показывал ему пакистанские боевики с сексом и насилием, то оставлял зимой на два часа раздетым в холодной лавке смотреть телевизор и пить охлажденный сок, хотя у ребенка были частые простуды и астма. Лилия не препятствовала — все же отец. Но Али со слезами рассказывал в югендамте, что она не позволяет ему встречаться с сыном. Слезы, а возможно, и что-то другое, оказали свое действие, и суд не только решил отдать ребенка отцу, у которого нет даже элементарных условий для малыша, но и полностью лишил Лилию родительских прав!
Вопрос Лилии Ванзидлер уже передан в Конституционный суд, последнюю из возможных инстанций. Но решения до сих пор нет, ситуация повисла в воздухе, непонятно, как ребенок будет жить дальше.
В ситуациях нарушений прав человека часто возникает ощущение полной иррациональности — если, конечно, верить в благонамеренность немецких чиновников и полиции. Непонятна логика их действий.
А вот если предположить, что наши соотечественники для некоторых из них — люди второго сорта, которых можно обманывать, не информировать о правах, судить свысока, решать их судьбу, издеваться как угодно — то все становится на свои места. Это очень печально, но похоже, что так оно и есть. Отношение к нам далеко не везде и не всегда можно считать хотя бы приемлемым.
Я перечислила лишь отдельные случаи. Можно вспомнить и многое другое, например, дело Евгения Скворцова, которого незаконно задерживали и избивали полицейские, или нашумевшее дело якобы "русской мафии" — Александра Люста и Олега Рихерта, которое проводилось с грубейшими нарушениями правовых норм.
Но вернемся к упомянутому в начале докладу, ведь речь там шла о правах человека в целом. Может быть, в Германии только "наших" обижают?
А ведь закон об информации и Schweigepflicht (обязанность молчания) в Германии соблюдаются очень строго. Но неимущих этот закон почему-то не защищает. Сегодня, через 7 лет после введения закона Харц 4, есть целый ряд нарушений закона, которые допускаются в отношении получателей пособия:
— регулярные просмотры счетов получателей чиновниками центров по трудоустройству;
— т.н. "контрольные службы", которые заглядывают в чужие шкафы, спальни и ванные, чтобы "уменьшить расходы";
— регулярные опросники по индивидуальному образу жизни и кругу друзей, и многое другое.
А разве человеческие права "бездельников и тунеядцев" соблюдаться не должны? Не случайно даже ООН критикует Германию в своем докладе по правам человека и политическим и экономическим свободам за недостаточность социальной политики; 13% граждан Германии живут за чертой бедности, и цифра эта угрожающе ползет вверх.
1 января этого года начал свою работу российский Фонд поддержки и защиты прав соотечественников за рубежом, учрежденный российским МИДом. Можно ли это считать первым шагом в сторону защиты своих граждан государством? Пока об этом говорить трудно. Руководитель Кельнского отделения Правозащитного союза Германии Гарри Муррей отмечает, что за 3 года существования отделения ему ни разу не удалось получить от российского МИДа какую-нибудь помощь для соотечественников. Улучшится ли ситуация с созданием Фонда под эгидой того же МИДа? Врем...
Мы, русскоязычные жители Германии, надеемся на внимание к нашим проблемам и помощь в защите наших прав, в том числе, и на государственном уровне.
А без извилин вообще трудно что либо понимать. Наталья Макушина, бывший краевед - это вообще сильный эксперт в эконом и политических вопросах.
http://gazetaby.com/cont/art.php?sn_nid=52464