Борис Кагарлицкий: начало новой политики
2013-й год будет политическим годом. Но это будет политика, которая вырастет на дрожжах экономики.
Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений:
2012-й год оказался годом, как не странно, достаточно успешным, притом, что начинался он очень драматично: начинался с уличных толп, протестующих в столице.
Для любого государства это не очень хороший знак. Начинался он с общего понимания неизбежности второй волны кризиса, которая действительно накатила, но накатила на Западную Европу, при этом резко не распространившись на Россию.
Понятно совершенно, что до нас всё это дойдёт, и мы никуда от этого не денемся. Но распространение кризиса на Россию оказалось гораздо менее быстрым и менее драматичным, чем казалось на первый взгляд, или могло бы быть при несколько ином ходе событий. Политический кризис стал развиваться не столь драматично и быстро, может быть, как кто-то ожидал.
Хотя я глубоко уверен, что проблемы не разрешены. И все механизмы, которые привели к политическому кризису, как и к экономическому кризису, они продолжают работать. Но они работают несколько медленнее, давая и власти и бизнесу, и населению некоторую фору, давая некоторую возможность подготовиться, войти в другой режим жизни и как-то справиться с проблемами в текущем уже ходе этих событий.
И это, в общем-то, нам даёт главный позитивный результат этого года. А, с другой стороны, был и ещё один результат, очень парадоксальный: власть была вынуждена принять некоторые очень разумные решения.
В частности, власть испугалась массовых протестов и отложила на полгода повышение тарифов ЖКХ, отложила целый ряд реформаторских мер, вызывающих ужас и панику населения, и справедливо вызывающих ужас и панику. Потому что в сфере образования, в сфере здравоохранения, опять же, в сфере транспорта - все вот эти приватизационные и коммерческие образования были отложены.
В то же самое время правительство, стремясь обеспечить стабильность, начало проводить курс, который либеральные экономисты назвали популистским. Т.е вот давайте увеличим кому-то льготы, давайте где-то прибавим зарплату. Но в сумме что это дало? Это дало увеличение спроса.
Вообще-то говоря, это классическая политика стимулирования спроса. Просто её предпринимали не потому, что экономисты сидели и решили: «Вот давайте таким путём действовать!» - А так получилось. Получилось - и получилось, вопреки желанию экономических советников правительства, которые все являются такими ортодоксальными либералами, которые объясняют, что этого делать нельзя.
Как они объясняли, например, что нельзя вкладывать деньги в оборонку, причём замечу, что деньги в оборонку - это деньги в промышленность. Но этого делать не надо потому, что лучше было бы эти деньги, например, взять и купить облигации американского казначейства и т.д., и т.д.
Но правительство, всё-таки, сделало эти шаги, и эти шаги привели к тому, что экономика, в общем-то, приподнялась. Т.е. это одна из причин, почему, всё-таки, нас так быстро не втянуло в воронку европейского кризиса.
У нас возникли какие-то собственные местные стимулы для роста производства, роста спроса, роста экономики. И в этом смысле протесты, на мой взгляд, были очень полезны, очень нужны для экономического развития страны.
Т.е. если протестующие ставили какие-то политические цели, они их, конечно, не достигли, но побочно, не желая того, они достигли неких экономических результатов, весьма для страны позитивных.
В свою очередь правительство, пытаясь справиться с этими протестами, побочно, не желая того, сделало ряд очень позитивных для населения шагов. Всё то, на мой взгляд, оттянуло кризис по меньшей мере на полгода.
Сейчас мы, видимо, входим в полосу углубляющегося кризиса. Но входим в неё более подготовленными, и несколько более размеренно, чем можно было ожидать, исходя из прогноза на конец прошлого года.
Что нас ждёт в будущем году – тоже, в общем, более-менее понятно. Нас ждёт, всё-таки, усугубление экономических проблем, нас ждёт рост проблем в области инфраструктуры ЖКХ и т.д. Нас ждёт появление новых политических проблем и противоречий там, где раньше были с точки зрения, по крайней мере, публики, а дальше - экономика.
И на самом деле это вполне здоровый процесс. На самом деле это тоже здоровый процесс потому, что политика, которая замешана на одной политике - это плохая политика. Политика, которая хорошо работает, которая что-то конструктивное в обществе меняет - это политика, которая должна быть завязана на социально-экономические интересы, на изменение социально-экономических условий, на решение конкретных социально-экономических проблем.
Поражение оппозиции в 2012-м году было связано с тем, что она не хотела, не желала этого понимать и, опять же, тоже по понятной причине. Потому что это позиция либеральная, это позиция, которая, в общем-то, устраивает то общество, в котором мы живём, и которая хотела сменить ненавистного Путина на более приятных для этой публики персонажей.
Но это далеко не тот лозунг, не тот принцип, ради которого большинство людей в России готово разбить себе голову о полицейские щиты и дубинки. И в результате оппозиция проиграла.
Но она проиграла, преподав большой урок и обществу, и власти, и показав тем самым, что, по большому счёту, начинается новая политика. Политика, в которой решающую роль будут играть социальные, экономические интересы, и политика, в которой, всё-таки, большинство населения страны сможет сказать своё слово, не только выходя на митинги, но и заявляя о своих требованиях, интересах, проблемах в самой разной форме, включая и те же митинги. Но, прежде всего, которая сначала формулирует свои претензии к власти, к общественной жизни, к экономической ситуации, и потом уже - находя адекватные методы, способы, чтобы свои интересы защитить.
Так что я думаю, что 2013-й год будет у нас очень политическим годом. Но это будет политика, которая вырастет на дрожжах экономики.
Комментарии
И на самом деле это вполне здоровый процесс."
И к чему нам слушать этого высокооплачиваемого лгуна, чей преступно-легкомысленный замысел правительство реализует с маниакальным упорством?
Что ни предложение, то - парадоксальная диалектика, типа, "речка движется, и не движется": "мы, видимо, входим в полосу углубляющегося кризиса. Но входим в неё более подготовленными".
Работы в России полно - везде разруха и нищета. Только тупицы могут устроить кризис "перепроизводства" в этих условиях.
что бы не делать, лишь бы не работать руками.
Хотя я сильно оговорился, у нас с 1953 после убийства Сталина иудеи захватили скрытно партийную власть, а после 1991 еврейский кагал хозяйничает у нас уже открыто под знаменами частной собственности на средства производства, либерализма и глобализации. Так что все славяне сейчас живут в белом гетто и мы обыкновенная белая колония, впрочем американцы как и европейцы живут в точно таком же североамериканском гетто уже давно и даже не догадываются что можно жить по другому.
Нужно кардинально менять курс развития страны, всю верхушку, которая сплошь под иудейским финансовым и визовым контролем, а вы наверное думаете что все происходит само собой по воле "невидимой руки" рынка - так это вот они и есть якобы невидимые "бедные евреии", но очень реальные и власть их распостран...
А Исаев тогда был ярым и активным анархо-синдикалистом, вступившим в октябре того года вместе со всем анархо-синдикалистским братством в созданную на означенном съезде т.н. Конфедерацию Труда. Анархо-синдикалисты, естественно, не дружили с ленинскими "щколами коммунизма"-"школами управления", но перестройка для Исаева закончилась его устройством "на работу" в шмаковский (московский) цех этой "школы" (названия два. а "школа"-то одна -- ЛЖЕпрофсоюзы); там он стал очень видным ЕдРо-совцем (ну очень уж видным).
И в результате мы имеем то, что имеем, как в лице одного, якобы, приверженца рабочего движения, так и в лице другого.
Все идет только к одному- к расширению социальной базы для протеста.
Народ перестал заглядывать в рот этим разложенцам и предателям, которые сознательное распродают страну оптом и в розницу....
Народ пока не знает, что Путин продал Сибирь Китаю.
Вот это уже измена Родине!