Купи себе немного госграницы

Продолжается захват земель Кургальского заказника.

О начале борьбы жителей поселка Гакково Усть-Лужского МО Кингисеппского района с приезжими богатыми москвичами, пытающимися завладеть частью побережья Финского залива и территории Кургальского регионального заказника, «СПб ведомости» писали в ноябре 2011 года. События продолжают развиваться, история постепенно становится похожей на бразильский телесериал про фазенду для бедной Изауры. Теперь на кону уже кусок Государственной границы...

Краткое содержание предыдущих «серий»

Лет десять назад на побережье у деревни появились гости из столицы. Доблестные представители МВД - полковник Геннадий Фесенко и его отец в звании генерала - начали строительство на приблизительно 40 сотках земли, попутно заняв участок поселковой дороги. В результате часть дороги пошла по приморскому болоту в прибрежной защитной полосе. За прошедшие годы во владении семейства оказались еще несколько соседних участков по разным сторонам дороги, свободной оставалась только ее прибрежная часть.

И все это время полковник предпринимал усилия, чтобы завладеть всей береговой линией и образовать единое крупное владение - якобы для организации частного яхт-клуба. Для этого в 2006-м на общественном побережье он начал рыть экскаватором бухту с причальным пирсом, а зимой 2010/2011 гг., по сообщению жителей, взялся уже за выкапывание судоходного фарватера через акваторию заказника. Остановили его только обращения местных жителей и публикации в СМИ. Проверка, проведенная летом позапрошлого года областным комитетом по природным ресурсам, выявила к тому же, что полковник самовольно включил в состав своего участка несколько соток лесного фонда. С тех пор наш герой стал действовать осторожнее. В роли покупателей участков побережья стали выступать его знакомые.

Одна из них, Мария Кузьменкова, которая ранее часто выступала от имени Фесенко в переговорах с местными жителями, в мае 2011 г. приобрела под дачное строительство соседний земельный участок площадью 1900 кв. м. Он был заново сформирован на береговой полосе между зоной жилой застройки и берегом Финского залива и захватил как 500-метровую водоохранную зону и водозащитную полосу, так и 20-метровую береговую полосу общего пользования. Проход вдоль берега для жителей здесь теперь полностью закрыт. Кроме того, перекрыт и один из двух подъездов к пожарному водоему, которым здесь является Нарвский залив. И самое главное, этот участок целиком находится на территории Кургальского заказника. Совершенно не понятно, чем руководствовались муниципальные власти, когда пошли на его продажу.

Тогда же Кузьменкова попыталась сформировать и приобрести в частную собственность еще один участок береговой линии площадью около 2,5 га. Он целиком захватил бы поселковую дорогу, ведущую к единственному пляжу и общественному причалу, а также к части домов местных жителей. Кроме того, данное побережье у деревни Гакково - особо ценная часть заказника, место массовых стоянок водоплавающих птиц на пролете, здесь гнездятся и выводят птенцов многие редкие виды пернатых.

Эти планы вызвали шквал возмущения местных жителей, научных и природоохранных организаций Петербурга и Ленобласти, а также большой резонанс в средствах массовой информации. По результатам общественных слушаний администрация Усть-Лужского муниципального образования отказала Кузьменковой в выдаче документов для регистрации второго участка в кадастровой палате и его покупки. Это решение она оспорила в Кингисеппском городском суде, который в июне 2012 года отказал ей в удовлетворении иска. 8 августа апелляционный областной суд оставил это решение в силе.

Явный непорядок с земельными наделами в деревне Гакково, письмо местных жителей президенту РФ В. В. Путину вызвали целую серию проверок областных контролирующих организаций. Так, в августе был получен ответ из областного комитета по контролю природопользования, в котором говорится, что все выявленные материалы по самозахвату земельного участка гражданином Г. В. Фесенко направляются для принятия мер в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ленинградской области. Казалось бы, события начали развиваться в правильном направлении, но...

Семь миллионов за городок

Когда один из местных жителей забрел на территорию заброшенной погранзаставы, расположенной в лесу недалеко от деревни Гакково, надолго он там не задержался. Не прошло и пяти минут, как туда прибыла гражданка Кузьменкова и заявила, что данная застава теперь ее частное владение и проход сюда закрыт. В подтверждение ее слов через некоторое время подъехал наряд милиции, который, как сообщили местные жители, оставался дежурить на заставе в течение нескольких дней.

С чего бы такая ретивость госслужащих в охране личного владения гражданки Кузьменковой? Или все-таки полковника МВД Фесенко?

На сайте Федерального агентства по управлению государственным имуществом можно прочесть, что 17 сентября 2012 г. на аукционе по продаже высвобождаемого недвижимого военного имущества застава вблизи деревни Гакково продана гражданке Марии Кузьменковой. Но как такое может быть, если застава расположена вне территории населенных пунктов и представляет собой часть Кургальского регионального заказника? По его уставу, территория заказника является государственной собственностью или собственностью госучреждений, продаже и передаче в частную собственность не подлежит. По мнению специалистов, налицо все-таки нарушение закона...

И судя по всему, лица из Госимущества, ответственные за сделку, прекрасно об этом знали. Они даже придумали хитрый финт - по закону ведь продан не земельный участок, а только находящиеся на нем строения: казармы, дома комсостава, склады, гараж, подсобные помещения и питомник для собак. И тот, кто приобрел это имущество в частную собственность, по правилам аукциона, самостоятельно и за свой счет оформляет документы, подтверждающие права землепользования - на основании договора купли-продажи, в порядке, установленном законодательством РФ. Мутноватая выходит история: с одной стороны, землю под частными строениями обязаны оформить в частную собственность, а с другой - земли заказника в частное владение передавать запрещено. Или был расчет, что тихой сапой все-таки прокатит?

Невольно напрашивается параллель с теми безобразиями, которые выявлены недавно в Министерстве обороны, но, так сказать, в уездном, дачном масштабе. Аукцион оба раза проводили в Москве, подальше от местных жителей и региональных контролирующих организаций. В первый раз он прошел 6 июня, почти сразу после того как районный суд отказал Кузьменковой в праве на прибрежный участок. А результаты его отменили лишь потому, что кроме самой Кузьменковой других участников не было. В августе же она выиграла в суровой борьбе с еще одним покупателем - стартовая цена 7 705 400 рублей в ходе торгов поднялась аж на целых десять тысяч! Вы не догадываетесь, в чем было предназначение этого второго и кто бы им мог быть?

Обратим внимание на цену покупки - на Кургальском полуострове за 1,5 - 2 миллиона рублей продаются участки без строений площадью 20 - 30 соток. А здесь в лоте были выставлены: казарма (427,3 кв. м), 3 бывших жилых дома комсостава (73,5 кв. м, 73,6 кв. м и 140,4 кв. м), баня (62,6 кв. м), гараж (185,8 кв. м), склад (69,2 кв. м), питомник (17,1 кв. м), здание подсобного помещения (61,3 кв. м), склад ГСМ (11,2 кв. м), овощехранилище (48,7 кв. м). Итого: за семь с небольшим миллионов проданы здания общей площадью 1170,7 кв. м, располагающиеся на территории более гектара. Это что - адекватная цена недвижимости в элитном месте посреди девственного леса с хорошими подъездными путями?!

Больше не на замке

Есть у этой истории еще один аспект. Передача пограничной заставы в частные руки наносит серьезный урон безопасности нашей границы.

По соседству, на границе с Финляндией все передовые заставы функционируют, есть контрольно-следовые полосы, на въезде в 50-километровую приграничную зону вас встречает постоянно действующий КПП, осуществляющий проверку пропусков. Заметим, Финляндия - нейтральная страна, с которой у нас существуют многолетние дружественные отношения. Застава Гакково на западном берегу Кургальского полуострова - передовая на границе с Эстонией, до ее берега отсюда 20 - 25 км по морю, а до морской границы - 12 - 13 км. Эстония, между прочим, полноправный член НАТО, занимающая по отношению к России далеко не дружественную позицию. Иностранные суда зачастую курсируют в прямой видимости от Кургальского полуострова.

При этом в последние годы на полуострове ликвидированы две заставы, остались только небольшая застава на озере Тихом у устья Нарвы вблизи сухопутной границы и комендатура в Усть-Луге с небольшим штатом контрактников. Все морское побережье совершенно не прикрыто. По наблюдениям местных жителей, нынешнего контингента пограничников недостаточно даже для того, чтобы держать постоянный КПП на мосту через Лугу, чтобы контролировать дорогу, идущую на Кургальский полуостров. А между тем данный район очень привлекателен для контрабандистов, которых раньше здесь периодически отлавливали именно служащие ликвидированных застав.