О татарских националистах и русских патриотах

На модерации Отложенный

Татарский национализм лишен целостной и адекватной концепции этнического самосохранения и национального развития. Такой вывод можно сделать, познакомившись с публицистикой и выступлениями татарских националов. Ими правят либо откровенная русофобия и сепаратизм (что само собой не является истинной национальной идеологией), либо пассивное нытьё по поводу утраченной государственности и уплывшего суверенитета. Причем последние настроения явно преобладают. Татары сегодня не довольны отношениями с Москвой, но какими они хотели видеть эти отношения не понятно. В идеологическом багаже татарских политиков нет внятной программы и ясного видения собственного этнического будущего.

За 20 лет относительной свободы татарская интеллигенция не выдвинула из своей среды ни одного национального идеолога. Максимально близко к исполнению этой роли подошла лишь Фаузия Байрамова, но ее радикализм, равно как и попытки заигрывать с западной плутократией, превратили ее в маргинальную и политически неадекватную фигуру.

Минтимер Шаймиев, отчасти выполняющий сегодня роль татарского лидера, национальным идеологом тоже не стал. Нет таких людей и в ближайшем окружении президента Татарстана. Даже Рафаэль Хакимов, один из самых способных и видных татарских националистов поразил меня своей пассивностью, а его «национализм» свелся к примитивной национально-культурной автономии - большего татарам, по его словам, и не нужно.

Тем не менее, татарские политики очень хорошо понимают проблемы своего народа, из которых самая главная это ассимиляция. По распространенной привычке они часто предпочитают ругать Россию и русских вообще, а не решать проблему. Такая ситуация, на мой взгляд, сложилась из-за ошибочного понимания ими некоторых вещей в современной России:

во-первых, они отождествляют существующий в стране политический режим с русским народом. Это неверное представление.

во-вторых, невозможно с одной стороны поддерживать стремление Москвы растворить русское население страны в котле единой политической нации - «россиянстве», а с другой стороны требовать сохранить свою этническую самобытность. Также очень глупо поддерживать власти в борьбе с русскими националистами, и критиковать Москву за преследования татарских националистов (Байрамовой, братьев Кашаповых, Рашида Ахметова).

Причина этих заблуждений кроется в отношении татарских политиков к русскому народу, которое весьма далеко от благожелательности и часто переходит в нескрываемую русофобию. Не буду анализировать причины этого явления, просто отмечу - это роковой просчет большинства националов. Конечно, есть среди татарских интеллигентов те, кто эту ошибку не совершает, например, упомянутый мною Рафаэль Хакимов, ученый историк Дамир Исхаков и блестящий публицист Фандас Сафиуллин, но таких ничтожное меньшинство.

В общем и целом мейнстрим татарской национальной политики так и остался русофобским и сепаратистским в разных вариациях и степенях.

Вместе с тем татары с большим интересом (и опасением) наблюдают за ростом русского национализма. Президент Татарстана в 2007 году назвал этот процесс опасным. И страх этот вполне объясним, сами русские националисты своим радикализмом подготовили почву для него. Значительная часть нашей патриотии не скрывая, мечтает отменить всякие татарстаны, башкирии и прочие якутии, а нерусские народы русифицировать. Кому это понравится? Да и СМИ здесь тоже изрядно постарались. Созданный масс-медиа образ «русского фашиста» ненавидящего «чурок, мусульман и жидов» пугает большинство россиян (прошу прощения за термин)

Я давно задаюсь вопросом: почему русский национализм до сих пор прямо не высказал своего отношение к нерусским коренным народам, компактно проживающим в России? Речь идет не о каком-то абстрактном отношении, вроде межнациональной дружбы, а о конкретном политическом проекте. Что русские националисты предложат «инородцам»? Приходится признать, что русский идеологический багаж здесь тоже пустой.

Обычно национал-патриоты нарочито опускают эту тему. Они любят рассуждать, о том, что русских в стране более 80 процентов, а остальные народы вместе взятые занимают лишь десятые места и отношение к ним должно быть десятое. На таких вот глупых рассуждениях умело играет плутократия, пугающая обывателей национализмом. Дескать, русский, татарский, башкирский и прочие национализмы разорвут Россию на части, и перепуганный обыватель верит в это. Потом его не трудно убедить в том, что нам всем лучше превратиться в «россиян» - некую внеэтническую политнацию потребителей, этаких «иванов и ильдаров не помнящих родства». Этим, кстати, объясняется и скандальная реформа школьного образования с отменой национальной компоненты и унификация языков народов России и другие антинациональные пертурбации проводимые федеральным Центром.

Быть может, кому-то покажется парадоксальным, но я не вижу особых противоречий между русским и, например, татарским национализмом или национализмами других народов России. Я считаю, что эти идеологии могут, и должны успешно сотрудничать друг с другом. Ведь национализм, по сути, двойственен. С одной стороны он опирается на «своих», но с другой стороны испытывает определенное притяжение к национализму других народов, даже если речь идет об обыкновенном сочувствии или уважительном отношении. Почему же татарский национализм основан на русофобии, а русский национализм игнорирует другие народы России? Как национал-патриоты могут сотрудничать? В чем проблемы федеративного устройства страны? Каким ему быть в будущем? Вот об этом мы и поговорим.