Памятник Ольгерду
На модерации
Отложенный
Председатель Витебского горисполкома Виктор Николайкин 27 декабря на пресс-конференции в Витебске сообщил: к июню 2013 года в городе будет установлена конная скульптурная композиция литовскому князю Ольгерду. Правитель Великого княжества Литовского известен завоевательными походами на Москву, а также гонениями на христиан. Об отношении к установлению памятника Ольгерду в интервью корреспонденту ИА REGNUM рассказал белорусский писатель, председатель витебского общественного объединения "Русский дом" Андрей Геращенко.
ИА REGNUM: Как общественность отреагировала на решение властей установить памятник князю Ольгерду?
Здесь вопрос стоит вообще разделить на две части. Начнём с того, что Ольгерд был помещён в своё время на памятнике 1000-летия Руси в Новгороде. Это персонаж нашей истории, непосредственно связанный с Витебском. Да, была междоусобная борьба князей, борьба язычества и православия, и Ольгерд активно в ней участвовал. Но проблема не в Ольгерде. Проблема лежит в иной плоскости: изначально предполагалось установить три памятника. Вот что писала по этому поводу витебская газета "Народнае слова" от 10.12.2009 (материал "Успенский храм украсит Витебск" Татьяны Пастернак): "Александр Косинец (глава Витебского облисполкома - ИА REGNUM) осмотрел также возможные площадки для установки памятников княгине Ольге, Александру Невскому и князю Ольгерду. Есть предложения использовать самые посещаемые городские территории, а это площади Свободы, Тысячелетия и Ратушная". Об этом говорили власти, и говорили не раз. А затем националисты, которых трясёт от всего русского и православного, устроили истерию, целью которой было сорвать установки памятников Александру Невскому и княгине Ольге, которая, к слову, по преданию и основала Витебск. Особенно усердствовал такой, с позволения сказать специалист, известный своей неприязнью ко всему российскому, как заведующий отделом истории Белоруссии средних веков и начала Нового времени Института истории НАН Белоруссии, кандидат исторических наук, доцент Александр Груша, который взял на себя эту "историческую экспертизу".
Очень жаль, что и губернатор Александр Косинец, который и был автором этой изначально великолепной идеи установки трёх памятников, и мэр Виктор Николайкин пошли на поводу у националистов и решили отказать городу в установке памятников двум православным святым. Это лишний раз показывает, что вертикаль абсолютно беззуба в смысле культурно-идеологической составляющей и беспомощна перед натиском националистов.
ИА REGNUM: Перед принятием решения об установке памятника Ольгерду проводились ли консультации с НГО - например, ВОО "Русский дом"? Учтено ли мнение церкви?
Никакого общественного обсуждения не было, если не считать какую-то случайную встречу с людьми, наполовину исповедующими националистические взгляды, а наполовину и вовсе не имеющими своего мнения. Меня, во всяком случае, как и другие русские организации, туда не приглашали. Но теперь, после этого довольно двусмысленного заявления Виктора Николайкина, полагаю, что русские организации будут инициировать такое обсуждение - я имею в виду дату установки памятников Александру Невскому и княгине Ольге. И это обсуждение не будет ограничено только Витебском - это тоже принципиальный момент.
ИА REGNUM: Когда памятник княгине Ольге поставят?
Понимаю, что к нам власти особенно прислушиваться не собираются, но думаю, что здесь мы сможем задействовать структуры Российской Федерации и Союзного государства. Нынешняя ситуация лишний раз доказывает необходимость проведения согласованной культурной политики в рамках Союзного государства, о чём я недавно говорил в Москве на медиафоруме "Будущее Союзного государства и потенциальные модели его развития" 14 декабря 2012 года и где встретил понимание экспертов и участников в данном вопросе.
Памятники княгине Ольге и Александру Невскому рано или поздно будут стоять в Витебске, поэтому плохо, что власти Витебска не желают этого не только понять, но даже осознать. Что касается позиции Белорусской православной церкви, то я бы полагал необходимым более решительно отстаивать интересы православия в Витебске перед властями, а то такими темпами мы скоро вернёмся во времена Речи Посполитой, когда насильно закрывались православные храмы.
ИА REGNUM: Что стоит за увлечением властей Белоруссии так называемой "радзивилловщиной", повсеместным установлением памятников литовскими князьями?
К сожалению, против Белоруссии, как и против России, развязана настоящая информационная война. Определённые силы, осваивая зарубежные гранты, пытаются свести историю белорусского народа к истории польско-литовской шляхты. А идеологическая и культурная "вертикали" Республики Беларусь демонстрируют откровенную беспомощность, крайне слабую подготовку к такому противостоянию.
Кто у нас в идеологии и культуре? Как бы плохо обо мне не говорили, но я только за последний год написал несколько десятков серьёзных статей, в том числе и отстаивающих ряд принципиальных моментов белорусской внутренней и внешней политики, хотя и многое критиковал из нынешних реалий. А что и где написали наши представители идеологии Витебска? Серость и тоскливая безысходность! Нельзя же всё сводить только к тому, сколько кто флагов должен пошить, или к какому числу доску почёта сформировать.
А в культуре кто? Не хочу никого обижать, но даже по своему городу скажу - ну какое отношение к культуре имеют наши многие чиновники от культуры? Они что - в прошлом писатели, художники, театралы, композиторы? И вот из-за этого вопиющего непрофессионализма идеологов и представителей культуры их и бьют апологеты польско-литовского наследия по всем фронтам. С этим нужно что-то делать и полагаю, что кроме главы государства здесь, вероятно, навести порядок просто некому.
Как сообщало ИА REGNUM, власти Белоруссии осуществляют ряд мероприятий, охарактеризованных белорусскими экспертами как "политика мягкой белорусизации", в реализации которой играет особую роль Минкультуры Белоруссии. Особое внимание уделяется снижению употребления русского языка во всех сферах жизни общества и государства, а также пропаганде мифов о "белорусской государственности", "белорусской цивилизации" и т.п. Совмином Белоруссии реализуется госпрограмма "Замки Белоруссии", средства которой тратятся на восстановление имений польского дворянства. Госидеологи Белоруссии утверждают, что литовско-польская шляхта является "белорусским дворянством", а Отечественная война 1812 года не является Отечественной для белорусского народа.Напомним также, общественность Витебска, представители русских организаций и интеллигенции, а также православные верующие на протяжении последних лет добивались от властей Витебска установки памятников Александру Невскому и княгине Ольге, тогда как прозападная оппозиция лоббировала установку памятника литовскому князю Ольгерду. Власти города установили постамент под памятник Ольгерду напротив православного собора и, столкнувшись с негативной реакцией со стороны общественности, приостановили свои дальнейшие действия, а перспективы установки памятников Александру Невскому и княгине Ольге вовсе отказались обсуждать.
Комментарии
Знал ещё с СССР -овских времён
" Когда в 1246 г. скончался великий князь владимирский Ярослав Всеволодович, братья Александр и Андрей отправились в Золотую Орду, где ярлык на великое княжение получил князь Андрей». Напомню, что ярлык – это документ, выдававшийся ханом, подтверждающий право русского князя на владимирский престол. Если верить описаниям тех же историков, процедура выдачи ярлыка выглядела следующим образом: русские князья лежали, павши ниц перед ханским шатром в ожидании решения. В зависимости от собственного настроения и капризов ханши, монгольский хан мог дать ярлык, а мог приказать сделать князю «яссык».
В Новгороде, где верховной властью обладало вече, Александр Невский, в обход «Новгородской правды» - законов государства, лично выносил судебные решения таким образом, что расширял свои земельные владения и своих сторонников за счёт неугодных ему людей. Российские историки считают, что это не беспредел, а «создание сильной княжеской власти»".
В 1262 году в Переяславе, Суздале, Ростове, Владимире, Ярославле и других городах из-за требования монголов выплатить большую дань началось народное восстание, которое было подавлено … Александром Невским. Получается, что национальным интересам русского народа соответствовало его истребление. Чем отличается геноцид Невского от татарской резни? Получается, что Алек...
За что ему памятник ставить?
Те всегда за властьимущих были...
Ольгерд и христианство то принял только для того, чтобы жениться на княжне Витебкой, русинке Марии Ярославне, а после её смерти в 1346 году вернулся в язычество. Т.е. разгромил татар и освободил Русь князь-язычник.