Египетская конституция: на пути к абсолютной власти

В Египте прошел очередной конституционный референдум, всего через полтора года после предыдущего. Четырехступенчатая процедура принятия новой египетской конституции стала наглядной демонстрацией - как можно демократическим путем «оформить» радикальный основной закон, во многом опирающийся на идеи шариата.

Предоставляющий президенту Мухаммеду Мурси такие властные полномочия, о которых свергнутый и пожизненно осужденный Х.Мубарак мог только мечтать. Закон, дающий возможность президентской партии «Братья-мусульмане» стать руководящей и направляющей силой египетского общества на безальтернативной основе. Что является логическим итогом ускоренного развития процесса под названием «арабская весна» - под предлогом «стабилизации» и «защиты революции» происходит смещение власти в сторону авторитарной жесткости.

Первый этап голосования проходил среди проживающих за рубежом египтян с 8 по 12 декабря, в нем участвовали около 244 тыс. человек. Эмигрантское волеизъявление редко совпадает с мнением основного населения, но не в данном случае. Среди египтян, проживающих вне пределов страны пирамид, число сторонников новой редакции конституции составило примерно 167 тыс. - свыше 2/3 участников. Как выяснилось впоследствии, эта «зарубежная выборка» стала вполне репрезентативной, т.е. довольно точно характеризующей волеизъявление в целом, во всем Египте.

Вторая «конституционная» стадия датирована 15 декабря 2012 г. Она состоялась в крупнейших городах, в центральных провинциях государства - оплотах египетской оппозиции, цитаделях бунтарства, форпостах «арабской весны», твердынях революции. Все эти эпитеты не помешали сторонникам М.Мурси победить и в городах, пусть и не очень убедительно - 4.5 млн. «За!» при 3.5 млн. «Против!». В принципе, исход референдума стал ясен уже после второго этапа, третья стадия его только закрепила.

Третий этап голосования проходил 22 декабря в сельской местности и некоторых административных центрах Египта. Оппозиция потерпела на нем сокрушительное поражение, набрав всего 2.3 млн. голосов, в то время как за конституционные изменения отдали голоса почти 5.8 млн избирателей. «Сельский Египет» дисциплинированно поддержал «Братьев-мусульман», позволив последним квалифицированно победить на референдуме в масштабе всего государства. Итоговое соотношение сил выглядит убедительно - 10.5 млн «За!» и менее 6 млн. «Против!».

Четвертый этап конституционного изменения Египта стал простой формальностью. Выдержав трехдневную гроссмейстерскую паузу, 25.12.12 М.Мурси подписал новый основной закон страны. Глава государства с удовлетворением подчеркнул цифру в 64 % сторонников конституционной реформы, основываясь на официальных данных избирательных комиссий. Противники референдума в Каире, Александрии и некоторых других городах ответили традиционно - уличными шествиями, демонстрациями и призывами «отменить незаконное голосование». Не осознавая, что теперь все их акции вполне можно законно подавлять, не гнушаясь демократической риторикой. Президент - выбранный, не назначенный. Конституция - одобрена большинством граждан. А кто это там бунтует на площади? Это теперь не просто недовольные демонстранты, они выстраданную народом конституцию нарушают.

Египетская оппозиция не просто проиграла референдум, а потерпела сокрушительное фиаско в поединке с равными шансами на успех. Сформировавшись как бунтарская сила городов, она не смогла (и/или не захотела) действовать законным путем. Агитировать в селах и деревнях. Полноценно использовать СМИ. Предложить позитивную альтернативу уличному бузотерству. Попытаться действовать в важнейших вопросах пусть не едино, но хотя бы слаженно.

Все сторонники М. Мурси активно «продвигали» конституционный референдум, а ведь их число было не так и велико.

Пропрезидентская «Партия свободы и справедливости» занималась активной пропагандой - в стиле «Голосуй, не то проиграешь!» Исламисткие организации «Партия строительства и развития» и «Аль-Нур» отстаивали преимущества скорых инвестиций в экономику - разумеется, только в случае благоприятного конституционного результата. Как может египетская партия отвечать за иностранные инвестиции, осталось за бортом предвыборных плакатов...Важную роль сыграли профсоюзы, в которых «Братья-мусульмане» обладают традиционно сильными позициями. Джихадисткая «Партия развития и безопасности» набрала немало предвыборных очков, обвинив бастующих египетских судей и прокуроров в «подрыве стабильности и создании хаоса». Судейских и без того традиционно не любят на всех параллелях и меридианах, а наши-то - гляди, против стабильности и порядка...

Противников новой конституции было довольно много. Но они действовали сообразно известной пословице о лебеде, щуке и раке. Альянс «Коалиция народных представителей», шииты Египта, несколько влиятельных салафитских и суфистких организаций призвали бойкотировать референдум. Партии «Народное течение», «Египетская современная», «Сильный Египет» и Фронт национального спасения агитировали голосовать против проекта. Партия свободных египтян, социал-демократы и конституционная партия выступали то за игнорирование референдума, то за протестное волеизъявление. Оппозиционный избиратель был дезориентирован и растерян. Ничего хорошего такой разлад принести не мог и не принес.

Противники референдума не намерены мириться с поражением, напирая на низкую явку избирателей. Действительно, на участки пришло чуть более 31 процента египтян. Да, 10.5 млн. сторонников из 51 млн. обладателей права голоса - беспрецедентно низкая цифра для краеугольных изменений в конституции. Однако и сам президент был избран аналогичным числом сторонников. В мае-июне 2012 за него проголосовало 5.7 миллионов египтян в 1 туре и 13.2 млн. во втором. Что не помешало М.Мурси совершенно законно занять высшую исполнительную должность, а теперь и провести удобный основной закон. Красноречивым примером сотрудничества с оппозицией выглядит самое «свежее» предложение президента по составу Консультативного Совета - верхней палаты египетского парламента, аналога Сената.

Согласно новопринятой-новоприятной конституции, президент имеет право назначить треть сенаторов. Эти должности числом 90 штук хитроумный Мурси предложил оппозиционным лидерам, активистам за права женщин, либеральным политикам и даже египетским христианам-коптам. Прекрасный пример широты мышления, стремление быть «президентом для всех египтян», явное желание прислушиваться к свои политическим противникам, верно? Вот только остальные 180 мест в Совете давно зарезервированы за проверенными президентскими сторонниками исламисткого толка. Совет станет прекрасной «отдушиной», выхлопным клапаном для громогласных речей и жестких дискуссий, не имея реальных способов повлиять на ситуацию в стране.

Наиболее яркие лидеры египетской оппозиции уже отвергли сенаторские должности, намереваясь обрести свое политическое будущее в неконституционных способах борьбы. Насколько долго будут «Братья мусульмане» во главе с президентом Мурси терпеть непокорный столичный Тахрир, зависит не столько от их толерантности, сколько от позиции силовых структур Египта. Законных оснований силой разогнать египетский майдан теперь достаточно чуть более чем полностью. Инициатива и легитимность принадлежат победившему в референдуме меньшинству - этот нехитрый факт может «дойти» до сознания оппозиционных бунтарей со всей непреложностью резиновых дубинок и водометов. Или средств серьезнее, каковых у египетской армии и полиции с избытком.