Шантаж для несговорчивых, или Прав ли Путин?

Президент Российской Федерации Владимир Путин провел пресс-конференцию, на которой был очень откровенен в ответах на вопросы, касающиеся сотрудничества с Украиной.

В частности, он заявил, что Украина сделала стратегическую ошибку, не отдав в аренду свою газотранспортную систему. Главный аргумент руководителя Кремля — после завершения строительства «обходных» российских газопроводов появится вопрос целесообразности существования украинской ГТС. «Мы предлагали вместе с европейцами взять в аренду ГТС Украины, не нарушая украинского законодательства, не забирая ее в собственность, оставляя ее в собственности украинского государства. Взять в аренду и одновременно принять на себя обязательство по развитию и загрузке украинской ГТС», — резюмировал о добрых намерениях Путин, которого цитирует УНИАН. Впрочем, даже не копая глубоко международное законодательство, сразу можно натолкнуться на вопрос: могут ли Европа и Россия действительно совместно руководить ГТС ввиду того, что подходы ведения газовой политики в этих странах, мягко говоря, отличаются? В ЕС суть газовой политики проявляется во внедрении Третьего энергопакета, который всячески пытается обойти Россия. С другой стороны, Владимир Владимирович в принципе прав. Когда в свое время Украина не довела до ума вопрос трехстороннего консорциума (в ЕС тогда еще не действовали новые газовые правила) по управлению ГТС, то ошиблась. «Труба» имеет стратегическое международное значение, и объективно одна Украина не может самостоятельно тянуть ее финансово. Рентабельная работа ГТС возможна лишь при условии 100% наполнения. Поэтому удерживать только средствами украинского бюджета эту «газовую» машину — дорогое удовольствие.

Идем дальше. российский президент затронул и вопрос вхождения Украины в Таможенный союз. О вступлении сейчас речь не идет, заявил Владимир Владимирович, потому что официальную заявку от Украины еще не получали. Но, намекнул Путин, Украине все затруднительнее решать свои экономические вопросы (читай — сбывать свои товары), связанные с работой на рынке Таможенного союза. В частности, он напомнил о проблемном вопросе предоставления квот Украине на экспорт в Россию трубной продукции. «Мы не даем Украине нужных квот не потому, что не хотим, а потому, что это отнесено к компетенции наднациональных органов (в рамках Таможенного союза. — Авт.). Наши украинские коллеги думали, что мы шутим до какого-то времени, но поняли, что это не шутки», — цитирует Путина УНИАН.

«День» попросил правительственного уполномоченного по вопросам сотрудничества с Российской Федерацией, государствами-участниками СНГ Валерия Мунтияна прокомментировать, значит ли заявление российского президента, что Украина сможет получить квоту на экспорт труб в Россию при условии присоединения к Таможенному союзу. Он отказался отвечать на этот вопрос, мотивируя тем, что не имеет полномочий комментировать слова главы другой страны. Впрочем, Мунтиян сообщил следующее: «У нас сейчас подготовлены директивы, проходящие согласования. Делегация по данному вопросу сейчас только отбывает в Россию. В понедельник мы будем проводить переговоры». Переговоры, как объяснил «Дню» правительственный уполномоченный по вопросам сотрудничества с Российской Федерацией, государствами-участниками СНГ, будут проводиться с координационным органом Таможенного союза — Евразийской экономической комиссией. Мунтиян также напомнил, что между Украиной и ТС подписаны два меморандума: один о сотрудничестве и торговле, а второй — о технических регламентах. Больше деталей переговоров, запланированных на следующую неделю, он не раскрыл.

Вернемся к российским заявлениям. Интересно, что очередное публичное выступление главы восточной соседки по стечению обстоятельств состоялось как раз после отмены официального визита Президента Украины Виктора Януковича в Москву (должен был быть 21 декабря 2012 года). Источники «Дня», близкие к переговорному процессу, рассказали, что результатом встречи двух глав государств должно было стать согласие Украины сдать в аренду России украинскую «трубу». Впрочем, рассказывает собеседник «Дня», в последний момент, когда украинские переговорщики возвращались домой, было поставлено еще одно негласное требование — выпустить Юлию Тимошенко. При таких условиях встреча не могла состояться, подвел итог источник издания. Официального подтверждения такого негласного требования нет. Но о конфликте интересов, который, скорее всего, возник в последний момент, свидетельствуют последние откровенные заявления руководителя РФ по двум важным вопросам украинско-российского сотрудничества. Что ж, заданный тон дискуссий высшим руководством Белокаменной не удивляет. Не первый раз и, скорее всего, не в последний придется созерцать такую дипломатическую риторику, которая все чаще выглядит как политический шантаж несговорчивой (по различным причинам, часто остающимся за кадром политических выступлений) Украины.