Главное - что Узбекистан против западных военных баз

Результаты переговоров подтверждают давнюю политику Узбекистана.

Глава российского МИД Сергей Лавров провел переговоры с президентом и министром иностранных дел Узбекистана. Эта страна приостановила свое членство в ОДКБ, однако, по сообщениям СМИ, Ташкент заявляет, что на его территории не будет военных объектов США. Вместе с тем Узбекистан выражает озабоченность российскими планами РФ по модернизации вооруженных сил и по участию в крупных гидроэнергетических проектах Киргизии и Таджикистана.

У нас хороший и богатый опыт особых отношений в СНГ

Результаты переговоров подтверждают давнюю политику Узбекистана. С момента распада СССР он пытался добиться особого статуса в Центрально-Азиатском регионе. Я много раз встречался с президентом страны Каримовым, и у него проскальзывала идея, что по экономической мощи Узбекистан – это лидер данного региона. Он бы хотел, чтобы особые отношения с Россией позволили занять лидирующие позиции.

Напомню, что это – не первый выход Узбекистана из ОДКБ. Когда в 1992 году этот Договор подписывался, местом этого подписания могла быть Алма-Ата. Я тогда сказал, что Варшавский договор назывался по месту подписания, и этот договор может получить название «Алма-Атинский». Но подписали его в Ташкенте, а когда Москва стала демонстрировать одинаковое отношение ко всем членам СНГ, стали проявляться амбиции, и Узбекистан вышел из договора.

Однако впоследствии выход компенсировался тем, что в 1999 году Каримов предложил подписать военно-стратегическое соглашение с Россией. Мы пошли на этот шаг, стороны подписали договор, который, согласно названию, был соглашением о военно-техническом сотрудничестве, но сам Каримов назвал его военно-стратегическим договором.

То есть выстраивались особые отношения между Москвой и Ташкентом, затем последовало вхождение в ОДКБ. Но потом Ташкент приостановил свое членство, и это подтвердило особый путь Узбекистана в СНГ в целом. Этот путь направлен на стратегические отношения с Россией, но не только: и со странами Запада, и с Китаем, и так далее. У нас хороший и богатый опыт особых отношений в СНГ. У нас такие отношения и с Белоруссией. Главное – что Узбекистан против западных военных баз, да и вообще против иностранного военного присутствия на своей территории.

Каримов считал и считает, что главным союзником России в Центральной Азии должен быть Узбекистан

Что касается Кыргызстана и Таджикистана, то они выражают намерение вступить в Экономический Евразийский союз. Можно ожидать, что будет обязывающий характер обязательного выполнения договоренностей, и уже в Экономическом союзе создаются такие условия, что войти будет просто, а выйти сложно. То, что Узбекистан выражает озабоченность нашими отношениями с Кыргызстаном и Таджикистаном, объясняется тем, что Каримов считал и считает, что главным союзником России в Центральной Азии должен быть Узбекистан. Он пытается проводить эту линию так, чтобы Россия склонялась к такой же позиции. И когда Россия развивает отношения с другими странами региона, то, я думаю, у него проявляется некая ревность, что Узбекистан обходят.

Не все политики и в целом далеко не вся общественность внутри Узбекистана поддерживает изолированность этой страны от Содружества Независимых Государств. Поэтому Каримов и пытается в данном случае как-то нейтрализовать прогресс в развитии военно-технических отношений России.