Оппозиция одобрила резолюцию о революции

Прошедшее в воскресенье заседание Координационного совета завершилось наконец-то принятием заявления «о целях и задачах» КС. На прошлом заседании принять это заявление не удалось. Более того, тогда оказалось, что избранные члены КС видят свои общие цели совершенно по-разному.

Это выразилось в эпохальном споре Пионтковский – Собчак, о котором Slon уже писал. Суть этого спора в том, что Ксения Собчак и Сергей Пархоменко, выступая от лица фракции «Группа граждан», предлагали от требований отставки Путина и перевыборов перейти к более конкретным требованиям политической реформы, в частности, сократить президентский срок, провести судебную реформу, отменить президентские фильтры и так далее. Другое крыло, представляемое Пионтковским, Каспаровым, Немцовым, Илларионовым, настаивало на том, что нельзя отказываться от резолюции Болотной – Сахарова, главной идеей которой было то, что выборы были сфальсифицированы, а, следовательно, российские власти не являются легитимными.

Не приняв заявление на прошлом заседании, КС поручил тогда рабочей группе подготовить компромиссный вариант к заседанию следующему. В воскресенье такой вариант был представлен и по результатам голосования «принят за основу»: сохранены все ключевые требования «радикального» крыла КС. Заявление начинается с описаний фальсификаций на выборах, после чего говорится о том, что «Координационный совет не признает легитимной власть, сформированную в результате таких выборов». Более того, как говорится в заявлении, «смена этой власти будет достигнута путем мирной антикриминальной революции». Ни о какой переориентации митингов на требования каких-либо конкретных политических реформ в заявлении нет ни слова. И, видимо, не будет – потому что поправки готовят как раз Каспаров и Пионтковский, им и этот текст показался даже недостаточно радикальным.

Замечу, что новый вариант резолюции готовился при непосредственном участии Сергея Пархоменко, и представители «Группы граждан» за него голосовали. Причем речь идет не только о формальном согласии с заявленными тезисами – последняя несогласованная акция показала, что все опасения о попытке «слить протест» силами «Группы граждан» в КС безосновательны – на Лубянку вышли и Сергей Пархоменко, и Ксения Собчак, причем последняя была даже задержана, не побоявшись быть причисленной к «кучке маргиналов».

Любопытно, что все это ломанье копий было, похоже, малоинтересным для подавляющего числа избирателей КС и даже для журналистов. Сама резолюция была вывешена только в понедельник, сначала в ЖЖ Максима Каца, затем в блоге Сергея Пархоменко. Не похоже, что она станет объектом горячих дискуссий в интернете. Зато популярная среди рядовых оппозиционеров претензия «они до сих пор не предложили никакой программы действий!» теперь не актуальна – в резолюции эта программа есть, а уж захочет ли кто-то из избирателей ее прочесть – другой вопрос. Между прочим, в этой программе действий есть и довольно смелые задачи. Помимо, собственно, «координации массовых протестных действий», КС планирует в том числе вести «самостоятельную работу с целью подготовки правовых актов федерального, регионального, муниципального уровня, которые он считает необходимым предложить для рассмотрения и утверждения вновь созданными законодательными органами на этапе формирования новых институтов власти, осуществления политических и экономических реформ в России».

Если несколько раз прочесть эту фразу, витиеватости которой позавидовал бы самый закостенелый бюрократ, то становится понятно, что КС мыслит себя протопарламентом, который предлагает законы не для нынешней Думы, а на будущее, когда после «мирной революции» пройдут первые свободные выборы. Кроме того, КС собирается участвовать в региональных и муниципальных выборах и в наблюдении за их проведением.

Журналистов же заинтересовала больше не резолюция, а то, что, например, следующее заседание КС назначено на 19 января, причем вести его должен не кто иной, как националист Владлен Кралин (известный как Тор). Меж тем 19 января – день, когда неонацисты Тихонов и Хасис убили Станислава Маркелова и Анастасию Бабурову, каждый год в этот день теперь проводятся массовые антифашистские шествия. Многие посчитали циничным давать вести заседание КС в этот день Владлену Кралину, который не раз выступал в поддержку Тихонова и Хасис. Однако же решение о дате следующего собрания КС принималось в конце заседания, впопыхах, поэтому, скорее всего, участники просто не успели осознать, о какой дате идет речь, и некоторые из них уже говорят о том, что скорее всего заседание будет сдвинуто на день.

Не обошла вниманием заседание КС и кремлевская пресса. «Комсомолка» вышла со статьей под заголовком «Эх, Леха, Леха, а ты уж всем по ..., в общем, неинтересен». «Лехой» в заголовке и в статье почему-то называется Леонид Развозжаев. (Кстати, автор статьи – тот самый Александр Гришин, который намедни опубликовал разгромный материал о включении главреда «Комсомолки» в список Магнитского, что оказалось, разумеется, уткой, и материал пришлось экстренно убирать с сайта газеты.) Так вот, как пишет Гришин, Координационный совет принял решение прекратить оплату адвокатов, которые защищают Леонида Развозжаева. Националисты и правда в конце заседания сорвали голосование о материальной помощи Развозжаеву, мол, надо помогать и «нашим политзаключенным» (а это, надо полагать, те самые Тихонов и Хасис). Журналист Гришин очень сожалеет, что «Лехе» придется ждать следующего заседания, но сожалеет отчасти напрасно – ряд членов КС вызвались оказать эту материальную помощь в личном качестве.

Другой важнейший вопрос и, наверное, единственный из тех, который интересует действительно широкую аудиторию, – а именно дата следующего митинга – так и остался нерешенным. Как ни парадоксально, но Сергей Удальцов предложил подождать с митингом до весны. Геннадий Гудков, со своей стороны, предложил провести митинг в форме рок-концерта. Что и когда пройдет на самом деле, в итоге будет решено уже после новогодних каникул.