Политика Москвы в отношении Сирии в тупике

Кровопролитие в Сирии продолжается. Президента Ассада уже приперли к стене. Последняя поддержка его режима - это Россия, Китай и Иран.

Для чего это Москве?

Это выглядело как прорыв в российской политике блокады в сирийском вопросе: в четверг, 13 декабря, заместитель российского министра иностранных дел Михаил Богданов заявил, что не может исключать победы оппозиции в Сирии. Многие расценили эти слова как изменение курса. Спикер американского внешнеполитического ведомства Виктория Нуланд отметила, что Россия наконец проснулась.

Но опровержения не заставили себя ждать: в пятницу, 14 декабря спикер российского внешнеполитического ведомства Александр Лукашевич объявил, что "российская позиция остается неизменной".

Министр иностранных дел России Сергей Лавров провел в Москве встречу с сирийским вице-премьером Кадри Джамилем. Во время переговоров речь шла о деньгах и поставок энергоносителей для сирийского режима. Российское внешнеполитическое ведомство отметило, что Джамиля принимали в качестве лидера оппозиционного "Народного фронта за перемены и освобождение". Согласно заявлению, Россия готова поддерживать внутришньосирийський диалог со всеми оппозиционными силами, заинтересованными в диалоге с властью.
Герхард Манготт

Защиту норм международного права?
С начала боев в Сирии картина остается неизменной: Россия блокирует в Совбезе ООН все резолюции против режима Ассада. Время вряд ли можно найти в Москве кого-то, кто всерьез верил бы в то, что режим Ассада удержится. Но мало кто об этом говорит.
Заместитель председателя Российской ассоциации содействия ООН Алексей Борисов объясняет российскую позицию так: "Россия защищает не режим Ассада, а нормы международного права".

То есть, по его словам, Москва последовательно выступает за соблюдение принципов невмешательства и территориальной целостности.
Герхард Манготт, преподаватель политолоии в университете в Инсбруке, объясняет российскую позицию иначе. "Сначала Россия недооценила конфликт. Когда начались попытки урегулирования и содержание Ассада, было уже поздно. Россия, несмотря на это, все равно стояла на своем, поскольку на тот момент уже было понятно, что или будет победа с Ассадом, или проигрыш без Ассада", - сказал он в интервью DW.

Торговля оружием

Многие западные эксперты рассматривают поставки оружия в Сирию как поддержку Ассада. Профессор Манготт не считает этот аргумент весомым. Он напоминает, что Сирия не платит за поставки оружия или розраховуваеться старым советским долгам. Есть финансово от этого пользы нет. Речь идет лишь о том, чтобы показать, что российское оружие до сих пор остается очень хорошей, и убедить в этом других людей, которые за нее платят.
Алексей Борисов

Шеф-редактор российского журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов в одной из статей поднимает тему торговли оружием. Он пишет: "Соглашения на миллиарды долларов - это звучит хорошо. Но это не только бизнес. Речь идет и о серьезных рисках, например, рисковать новой конфронтацией с США или Европой, сотрудничество с которыми требуется в других сферах, не стоит".

Война теорий и прогнозов
Другие российские эксперты предостерегают от распространения арабских революций при поддержке США. Например, Олег Иванников, директор исследовательница центра "Россия-Кавказ". Он утверждает, что уже завтра каждая страна мира может оказаться в ситуации Сирии. Его статья для российского агентства Rex называется "Египет, Ливия, Сирия. Иран, Россия и Китай следующие?".
Комментируя такие сценарии ужасов, Герхард Манготт говорит: "Россия относится к совершенно другого калибра, чем Ливия или Сирия. На Россию нельзя нажать". Так же и Алексей Борисов считает такие теории заговора бессодержательными. В разговоре с DW он отметил: "Они перегибают палку, эти так называемые эксперты, они хотят представить только себя и свою позицию. Самом деле США и Россия имеют больше общих целей, чем различий".

Что будет дальше? Федор Лукьянов считает, что Россия будет играть сирийскую шахматную партию до конца, хотя бы потому, что хочет и в дальнейшем влиять на международном уровне. Между тем российское министерство иностранных дел сообщило, что в случае необходимости эвакуация персонала российской дипмиссии и российских граждан происходить воздушным и морским путем. Очевидно, в Москве уже знают, как завершится эта игра.