Кто к нам со списком придет, тот список и получит

В пятницу президент США Барак Обама, как и ожидалось, подписал закон об установлении нормальных отношений в торговле с Россией, содержащий «список Магнитского». Иными словами, отменив (под давлением акул бизнеса) безнадежно устаревшую поправку Джексона-Вэника, Штаты заменили ее новым рычагом воздействия на Россию.

При этом американцы имеют наглость утверждать, что подписанный Обамой закон является шагом в развитии двусторонних отношений с РФ. Как пишет Интерфакс, пресс-секретарь Белого Дома Джей Карни заявил, что «администрация президента США продолжит работать с конгрессом и партнерами в деле развития свободной и демократической России». Более того, он добавил, что «США будут добиваться верховенства закона и уважения к правам человека во всем мире».

В этом, конечно, сомневаться не приходится. США навязывают свое видение демократии всем, кому ни попадя, но у МИД РФ несколько иное мнение по поводу «развития двухсторонних отношений». Российское ведомство неоднократно критически отзывалось о списке Магнитского, подчеркивая, что Штатам сначала следовало бы навести у себя порядок с соблюдением прав человека. Подписание закона внешнеполитическое ведомство России в своем заявлении назвало «близорукой и опасной позицией». По мнению МИД, под предлогом заботы о правах человека скрывается стремление «наказать» Россию за принципиальную позицию в международных отношениях. Американские политики, голосовавшие за законопроект, видят в России не партнера, а противника, как во времена «холодной войны».

Как и было обещано, Россия подготовила ответные меры на закон «о списке Магнитского». Госдума в первом чтении приняла законопроект «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению прав граждан в РФ». Он получил поддержку 431 депутата из 450. В документе предлагается запретить гражданам США, причастным к нарушениям прав россиян, въезжать в РФ и осуществлять сделки с собственностью и инвестициями. Их активы также будут арестованы.

В основу законопроекта положены, по словам единоросса Владимира Плигина, статьи Конституции, провозглашающие права и свободы гражданина РФ высшей ценностью для государства. Его сопартийцы даже предложили назвать закон в память о Диме Яковлеве, который погиб по вине приемного отца-американца (тот запер ребенка в машине, оставленной на самом солнцепеке).

В ходе работы над законом, как пишет «Коммерсантъ», Светлана Горячева («Справедливая Россия») предложила изъять из американских банков российский резервный фонд.

По ее мнению, в свете столь недружественных мер, не имеет смысла поддерживать экономику США отечественными финансами. Представители ЛДПР предложили, в свою очередь, не ограничивать действие будущего закона только Штатами. Особенно учитывая то, что страны Евросоюза тоже склонны «взять на вооружение» список Магнитского.

На подготовку поправок в законопроект депутатам дано три дня. Уже 17 декабря они будут рассмотрены комитетом по конституционному законодательству, а 20-го совет Думы назначит дату рассмотрения документа во втором чтении.

Американцы, кстати, и тут не удержались — вновь самым бесцеремонным образом влезли не в свое дело. Госдеп призвал российские власти заниматься не разработкой ответных санкций, а поиском и наказанием виновных в смерти Магнитского. Это, что называется, вообще уже ни в какие ворота не лезет.

Что интересно, не успел Барак Обама подписать закон, а в России уже появилась его первая жертва. Так, в пятницу главред «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин был неприятно удивлен факсом, якобы из посольства США. Из письма следовало, что в связи с подписанием президентом США «закона Магнитского» действие американской визы Сунгоркина приостановлено до особого распоряжения. Письмо было подписано некоей Алетой Ковенски.

Поверить в подлинность послания главреда «Комсомолки» заставило то, что в уведомлении содержался действительный номер его визы. Правда, некоторое время спустя, все же выяснилось, что Сунгоркина разыграли. На это, как указывал ряд незаметных, на первый взгляд, неточностей. Например, о подписании закона Обамой стало известно только в 21:00мск, а факс Сунгоркин получил на несколько часов ранее. Бланк, на котором было написано уведомление имел некоторые отличия от тех, что используются в консульстве. И наконец, сотрудницы по имени Алета Ковенски нет в посольстве США в России. Точнее, она возглавляет соответствующее ведомство, но в Туркмении.

Подводя итог под забавным происшествием, некоторое время назад госдепартамент США официально опроверг информацию об аннулировании визы Сунгорского. Что ж, ситуация (более уместная 1 апреля) благополучно разрешилась. Однако есть все основания полагать, что «обмен любезностями» приведет к очередному обострению отношений между Россией и США.