Судан рассмотрит возможность присоединения к ШОС

Нашу страну посетила правительственная делегация Республики Судан, второго по территории (после Алжира) государства Африки. Суданцы приехали с большим пакетом предложений по развитию экономического сотрудничества.

Это, в общем, не удивительно, ведь их страна не только располагает немалыми запасами полезных ископаемых, но и переживает период экономического подъема. О целях визита африканских гостей и о том, как Хартум представляет себе «новый старт» в отношениях с Россией агентству «ИнфоРос» рассказал министр инвестиций Судана (ранее занимавший пост главы МИД этой страны) Мустафа Исмаил.

- Господин министр, как бы вы охарактеризовали развитие экономических связей между Суданом и Россией?

- Многие африканские государства, в том числе Судан, исторически имеют крепкие связи с Россией. Русские, в отличие от представителей западных стран, никогда не были для нас колонизаторами, а это, согласитесь, дорого стоит. Наоборот, в прошлом веке ваша страна поддерживала национально-освободительные движения на африканском континенте. Строительство промышленности, подготовка кадров и техническое оснащение вооруженных сил, советские/российские технологии - большинство африканских стран признают самую весомую роль русской помощи в формировании их национальной государственности. При этом мы прекрасно понимаем, что в переходный период после развала СССР Россия была больше занята внутренними проблемами. Что касается Судана, то в нашей экономике, помимо западного капитала, появились новые «игроки» - Китай, Япония, Южная Корея... Но теперь ситуация изменилась, и в ходе своего последнего визита на наш континент Владимир Путин констатировал, что Россия вернулась в Африку.

Если мы рассмотрим период, начиная с 1999 года по нынешнее время, то можем сказать, что экономическая ситуация в нашей стране, значительно улучшилась, даже несмотря на отделение Южного Судана в прошлом году и потери из-за этого 75% добывавшейся нами нефти. Мы зовем российские компании инвестировать в наш добывающий сектор, в разработку новых месторождений той же нефти, а также золота. В Москве у нас прошли переговоры с руководством «Газпромбанка» об открытии филиала в Хартуме, в российской Торгово-промышленной палате мы рассмотрели ряд интересных совместных проектов и договорились проводить ежегодные встречи в столицах наших стран. В целом сфер для приложения совместных усилий много: модернизация суданских железных дорог и системы внутренних авиаперевозок (российские летчики за последние годы уже немало поработали на этом направлении), строительство объектов инфраструктуры и многое другое. Мы заинтересованы также в закупках российских тракторов, грузовиков (на сегодня мы импортируем их преимущественно из Китая и Турции), другой техники. У нас ресурсы, у вас - опыт и технологии. Можно сказать, что все двери для российского бизнеса в Судане открыты настежь. В этой связи мы предлагаем провести специальный инвестиционный форум «Судан - Россия».

- Возможно ли сотрудничество между нашими странами на межрегиональном уровне, ведь многие российские технологические предприятия расположены не в Москве, а в провинции?

- Хороший вопрос. Не исключено, что следующая суданская делегация посетит российские регионы. В нашем законодательстве предусмотрено, что штаты Судана могут напрямую торговать с другими государствами.

- Каковы сейчас объемы экспорта суданского золота?

- С начала этого года по конец ноября мы экспортировали золота почти на $3 млрд, и эту цифру можно и нужно удвоить. К сожалению, россияне пока не участвуют в добыче суданского золота. Мы приглашаем российские компании присоединиться к этому делу. Надо сказать, что в разработке природных ресурсов Судана участвуют уже около 90 иностранных компаний.

- Может быть, ваш визит в Россию не случайно совпал с сообщениями о том, что Судан и Саудовская Аравия договорились добывать золото и медь в Красном море, причем с участием «третьей стороны». Не раскроете, кто эта «третья сторона»?

- (Cо смехом) Раскроем, когда придет время.

- Вопрос к вам как к бывшему министру иностранных дел. Президент Обама продлил еще на год действие санкций против Судана. Получается, что Вашингтон не заинтересован в улучшении отношений с Хартумом?

- Это долгая история. Проблемы в наших отношениях с Америкой обострились во время войны на суданском юге. Но мы пошли на компромисс с южанами, провели референдум, первыми признали их независимость. Мы надеялись, что вслед за этим можно будет объявить о воссоединении страны на добровольной основе. Но американцы сделали все, чтобы этого не произошло. С одной стороны, их не устраивал независимый внешнеполитический курс Республики Судан, с другой - им была нужна суданская нефть. Кстати, именно американская компания «Шеврон» в начале 1980-х годов открыла нефтяные месторождения в районе нынешней межсуданской границы. Однако вскоре американцы объявили, что добывать работать там «небезопасно». И при тогдашнем суданском президенте Джафаре Нимейри, и при последующих правительствах американцы не хотели разрабатывать суданскую нефть. В итоге наш президент Омар аль-Башир взял курс на достижение соглашений о добыче нефти с китайскими и индийскими компаниями. Это Америку тоже не устроило.

В то же время, если раньше американцы смотрели на Судан как на «исламский режим», то с приходом «арабской весны» и сменой власти в Тунисе, Египте и Ливии они стали корректировать свою позицию. Дальнейшую линию в суданском вопросе американцы обусловливают урегулированием спорных вопросов между двумя Суданами. Процесс идет, и я думаю, улучшение наших отношений с Америкой не за горами. В январе следующего года на площадке переговоров по дальнейшему урегулированию ситуации в Дарфуре (конфликтный регион на западе Судана. - Ред.), которые состоятся в Дохе (Катар) и в которых США принимают участие, мы сможем обсудить с американцами наши отношения.

- Вы тесно сотрудничаете с Россией и Китаем, налаживаются связи с бывшими советскими республиками Центральной Азии, ваши давние партнеры - Иран, Пакистан, Индия. Все это либо члены Шанхайской организации сотрудничества, либо страны, имеющие в ней статус наблюдателя. Возможно ли присоединение Судана к этой организации?

- Это очень интересная тема. Если говорить о расстояниях, то государства, входящие в ШОС расположены далеко от нас, но отношения с ними у Судана действительно близкие. На уровне нашего руководства мы рассмотрим вопрос о возможности присоединения к Шанхайской организации сотрудничества в качестве наблюдателя.