Экзамен на знание русского языка сдают не все трудовые мигранты

Экзамен на знание русского языка - на самом низком, базовом, уровне - не смог сдать каждый третий трудовой мигрант.
Таков итог добровольного тестирования в Петербурге четырех тысяч иностранцев, оформлявших разрешение на работу осенью этого года.
С 1 декабря получение языкового сертификата стало обязательным для тех мигрантов, кто устраивается в сферы обслуживания, торговли и ЖКХ. Корреспондент «СПб ведомостей» изучил, как встречают прибывающий в наш город трудовой десант из ближнего зарубежья.

Российское гражданство стало привлекательным

Полтора десятка человек напряженно склонились над тетрадками. Рассажены они на порядочном расстоянии друг от друга - чтобы не списывали. Лица серьезные, видно, что выполнение задания дается непросто.

- Справились? - спрашиваю у таджика Бахтияра, когда экзамен закончился.
- Надеюсь, да. Я в Петербурге несколько лет уже, жена, дети тоже здесь. Теперь решил получить российское гражданство, а то каждый год приходится оформлять разрешение на работу, а это дорого, - рассказал Бахтияр.

В декабре в лаборатории Института русского языка и культуры, что при СПбГУ, тесты на знание языка сдают в основном иностранцы, пожелавшие стать гражданами России. Между прочим, число таковых в последние годы резко увеличилось.

- Раньше, скажем, в 2002 году, сдавать экзамен по русскому языку на получение гражданства приходили по 5 - 7 человек в неделю, а теперь - по 40, - отметил старший лаборант Антон Конанов, проводивший тестирование.

А вот поток трудовых мигрантов пока иссяк. Город исчерпал квоту 2012 года на трудоустройство иностранцев. Теперь они ждут, когда откроют новую квоту на привлечение трудовых мигрантов в 2013 году. Петербург подал заявку на 154 тысячи человек, прибывать они начнут уже в январе.

- Но проходить тестирование на знание русского языка в обязательном порядке потребуется не всем, а только тем, кто будет работать в сфере услуг - примерно 35 - 40 процентам, - отметил директор Института русского языка Евгений Юрков. - Тесты для тех, кто оформляет гражданство, и тех, кто устраивается на работу, схожи. И в том и в другом случае проверяется владение языком на самом первом из пяти уровней - базовом.

Мат не в счет

Достаточный словарный запас для базового уровня - 850 слов. На их основе человек должен суметь построить разговор в магазине, в отделе кадров, спросить, как пройти, например, в библиотеку, как проехать по городу. Чтобы получить сертификат - официальный документ с гербовой печатью, мигранту придется пройти несколько тестов: на умение говорить, понимание речи на слух, на письмо, чтение и знание лексико-грамматических оборотов.
В Институте русского языка тестирование проводят через письменные задания и общение с преподавателем. А в Едином миграционном центре, что на улице Красного Текстильщика, те же тесты сдают на компьютерах, там оборудован класс на 12 мест. В декабре открывают еще один, а если потребуется, то оснастят компьютерами и больше помещений.

- На компьютере, наверное, сдавать экзамен сложнее, надо еще им владеть? - интересуюсь у разработчиков методики.
- Программы элементарные, они осваиваются за несколько минут, - не соглашается Юрков. - И мигранты же не дикари, просто часть из них очень плохо знают русский язык.

Отработка методики проводилась с сентября этого года. За 3 месяца протестировали около 4 тысяч трудовых мигрантов, треть из них с экзаменом не справились. А что будет, если человек, пришедший за разрешением на работу, то есть фактически уже определившийся, на какое предприятие устраиваться, экзамен не сдаст?

- В этом случае никто ему сертификат не выдаст и оформить на работу его не смогут. Но мы предложим ему пройти курс обучения. Естественно, услуга эта платная, - пояснил директор института.

Денежный барьер

Таким образом, новый порядок трудоустройства - с тестированием по русскому языку - выльется мигранту в немалые дополнительные расходы. Во-первых, придется заплатить за тестирование как минимум 3 тысячи рублей, такую цену установили в Едином миграционном центре. В других местах может быть еще дороже. Если же он будет вынужден устраиваться на языковые курсы, то за один час занятий в Институте русского языка нужно отдать 220 рублей. Минимальный курс - неделя. Если же уровень знаний нулевой, то курс составит от 120 до 200 часов. Помножим на 220 рублей - сумма получается немаленькая.

Потом опять тестирование, и снова надо будет платить 3 тысячи...

Цена вопроса станет барьером для легального трудоустройства гастарбайтеров из ближнего зарубежья. Для многих - непреодолимым. Дальнейшие их действия предугадать несложно. Если не найдется денег для законного трудоустройства, пойдут в нелегалы. Ведь границу они уже пересекли, жить в Петербурге где-то устроились - не возвращаться же несолоно хлебавши. Может, даже отпечатки пальцев сдали. Кстати, эта процедура тоже становится обязательной с января 2013-го. Но проводить дактилоскопию будут не в аэропорту, а в том же Едином миграционном центре.

- По постановлению правительства, проведение дактилоскопии с 1 января предусмотрено для тех иностранных граждан, кто обращается за документами по оформлению на работу, поэтому и делают ее там, куда они приходят, чтобы получить разрешение на трудоустройство, - пояснили нашей газете в управлении ФМС по Петербургу и Ленинградской области.

Дактилоскопия - процедура бесплатная (хоть в этом мигрантам повезло), поэтому от официального устройства на работу гастарбайтера не отпугнет. А платное тестирование и обучение русскому языку - может. Вот и получается, тест проходят мигранты, а экзамен придется сдавать... чиновникам - как сделать так, чтобы число нелегалов в городе не увеличилось.

Новые правила трудоустройства введены в рамках реализации Концепции государственной миграционной политики на период до 2025 года. Документ президент России подписал в июне 2012-го, на первом этапе - до 2015 года - должны быть разработаны целевые программы и приняты новые нормативные акты. Планируется, что в ближайшие пару лет иностранных работников обяжут также сдавать экзамены на знание основ российского законодательства и истории страны. Однако тем из них, кто имеет аттестат или диплом о среднем, высшем образовании, выданный на территории СССР до 1 сентября 1991 года, экзамены сдавать не надо. Но таких немного. Из бывших советских республик, а ныне независимых государств, к нам едет уже совсем другое поколение - молодое, незнакомое. А что незнакомо, то пугает, во всяком случае настораживает.

Экспресс-комментарий

Достаточно ли экзамена по русскому?

Валентина ОРЛОВА,
председатель правления Всемирного клуба петербуржцев:
- Одного знания русского языка мигрантам недостаточно. Им надо чаще общаться с петербуржцами, только так у них может появиться интерес, желание стать частью нашего города. Если мы будем отвергать этих людей, они станут замыкаться внутри своей культуры и никого уважения и тяги к петербургским обычаям и ценностям у них не появится. Но установить такой диалог между жителями города и приезжими очень сложно.

Виталий ИЛЬЧЕНКО,
помощник начальника управления УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области:
- Главная проблема сегодня в том, что нет нормальной социализации мигрантов. Раньше их было намного меньше и город их «проглатывал». При нынешнем количестве мигрантов это нереально. Поэтому, скорее всего, нас ждет смешение культур, обычаев, языков - то, что происходит сейчас во всем мире. Если удастся снять уровень социальной напряженности, связанный с криминальной ситуацией, то процесс пойдет более-менее ровно и не так болезненно. Если нет, то все будет, конечно, куда сложнее.

Мухаммадназар МИРЗОДА,
почетный консул Таджикистана в Петербурге:
- Когда человек приезжает в город, вне зависимости от возраста, он видит его архитектуру, то, как люди разговаривают, общаются, одеваются. И человек начинает меняться. У нас в Петербурге три молельных дома, мы объясняем там людям, что нужно уважать традиции и обычаи города, в котором они живут, вести себя культурно. И я вижу, что многие люди прислушиваются.
Еще один важный момент - донести до людей, что Петербург это многонациональный город. Что Монферран, Растрелли тоже когда-то были приезжими. Но они с трепетом относились к городу, стараясь привнести в него все лучшее, что знали и умели. Что купол нашей соборной кафедральной мечети во многом повторяет купол мавзолея Гур-Эмира в Самарканде - одного из выдающихся памятников архитектуры Востока.
К сожалению, у нас нет большого культурного центра, куда можно было бы приглашать историков, культурологов, которые бы рассказывали об этом. В том числе - как ужиться с соседями, что принято, а что нет. Ведь в Европе и на Востоке даже здороваются по-разному.