Интернет становится подлинно интернациональным

3 декабря 2012 года, в столице эмирата Дубай открылась представительная конференция МСЭ - Международного союза электросвязи. Повестка дня форума предусматривает не только обсуждение важных проблем коммуникативных технологий. Итогом работы конференции могут стать существенные поправки в принципы функционирования интернета, инициатором которых выступила делегация России.

Сам МСЭ входит в структуру ООН и занимается «...регулированием и продвижением...технологий связи...» - такова его главная цель согласно уставу организации. На нынешней конференции предполагалось существенное обновление действующих правил обмена трафиком - телевизионным и коммуникативным. Нынешняя редакция этих правил была утверждена в 1988 году, когда само понятие «Интернет» только зарождалось. МСЭ регулирует и дает рекомендации по развитию всех систем связи - и телевидения, и радио, и даже телеграфа. Но касательно всемирной паутины эти рекомендации безнадежно устарели, и вообще сам факт 24-летнего «необновления» правил обмена трафиком вызывает изумление - с нынешней-то скоростью технологического совершенствования количества и качества сетевой информации.

Суть предложений России такова - предоставить 46 государствам-членам МСЭ прав на «...разработку и проведение...государственной политики...в вопросах управления интернетом...регулирования его национального сегмента...деятельности территориальных организаций, предоставляющих услуги трафика...а также...наделить государства - участников МСЭ равными правами при распределении ресурсов идентификации и адресации...».

Все, что в этой цитате неподчеркнуто, де-факто давным-давно действует, достаточно посмотреть на сетевую политику Китая. А вот предложение РФ касательно интернационализации (если угодно - диверсификации) всемирной паутины, о расширении контроля суверенных государств над своими, национальными сегментами сети вызвали предсказуемое обострение у делегации США и их евросоюзников.

Действующая сейчас система по распределению и регистрации доменных имен управляется НКО ICANN. Формально это некоммерческая и негосударственная организация. Но - ICANN расположен на территории США, имеет контракты с американским Министерством торговли и является независимым только формально.

Разразившаяся критика российского предложения с американо-европейской стороны была построена на прямом передергивании фактов. Например, не идет речи об упразднении самой ICANN как структуры, но о перераспределении только части ее полномочий в пользу ООН. Россия предлагает участие в управлении национальным сегментом интернета не только государства, но и гражданского общества, и частного сектора - что в этом плохого? Глава делегации США на конференции МСЭ Т.Крамер назвал российские предложения «...шокирующими, они ...нарушат ...действующую систему интернета...» Так если этой «действующей системе» вот-вот двадцать пять лет исполнится? Если она основана на монопольных правах американской вроде-бы-НКО?

Расставаться с монопольным правом информационного контроля никому не хочется, это понятно. Только не стоит вынимать порядком полинялый жупел «сетевой цензуры» и размахивать им на международных конференциях. Цензура прекрасно осуществляется и без международных соглашений, они-то как раз призваны с ней бороться. Российское предложение поддерживается многими странами - не только СНГ, но и Бразилией, Индией, Китаем. Решение на конференции МСЭ должны приниматься консенсусом (то бишь единогласно). Однако в случае отсутствия такового будет проведено голосование обычным большинством голосов. И лучшим подтверждением излишества американских опасений служит официальная позиция самой ICANN. Региональный вице-президент этой организации В.Марковски призвал не заниматься «излишним драматизмом» и выразил уверенность в «...конструктивности российской позиции, которая очень важна...для всех участников...»

Таким образом, перераспределение полномочий в регулировании сетевого обмена информацией в пользу национальных государств по итогам дубайской конференции МСЭ весьма вероятно. Как минимум тех полномочий, которые затрагивают вопросы безопасности стран-участников этой представительной организации. Какие конкретные изменения ждут структуры адресации и идентификации доменных имен в сети, будет ясно по итоговым документам саммита МСЭ.