Беспорядки в Каире и поджоги офисов партии "Братьев мусульман"
Это ответ на заявление президента Египта, исламиста Мохаммеда Мурси, о том, что отныне все законы и решения, которые он принимает, обсуждению и изменению не подлежат. Такой абсолютной властью не обладали даже древние фараоны, у которых были жрецы и советники.
В результате те, кто полтора года назад начинал арабскую весну под флагом демократических перемен, почувствовали себя обманутыми и снова рвутся в бой. Главный лозунг: "Братья мусульмане" украли революцию, мы не такого хотели. Но даже если хотели не такого, именно такое и собирались построить пришедшие к власти исламисты.
Столкновения с полицией в Каире, побоище в Александрии, нападения на помещения, принадлежащие движению "Братья мусульмане", с трудом сдерживаемое кровопролитие, революция в Египте продолжается. На этот раз революционная площадь Тахрир в Каире против нового диктатора Мохмеда Мурси, всенародно избранного президентом всего лишь полгода тому назад.
"Он обещал быть президентом для всех, а стал им только для "Братьев мусульман". У нас тоже есть права. Мы здесь во имя революции, во имя тех, кто отдал за нее свои жизни. Либо Мурси одумается, либо уйдет", - говорит один из протестующих Ахмед Мустафа.
Ровно год назад, когда площадь Тахрир так же бушевала в преддверии первых в новейшей египетской истории свободных выборов в парламент, молодые активисты, ратующие за политическую свободу, не испытывали никаких иллюзий на счет того, чем эта свобода обернется.
"Да, мы отдаём себе отчёт, что в результате выборов к власти могут прийти исламисты. Да, мы знаем, что они имеют склонность к монополизации власти. Но мы здесь работаем с людьми, с их сознанием, мы пытаемся изменить их традиционные представления о том, что власть должна быть сосредоточена в одних руках, и всё уже меняется. Никому больше не удастся присвоить власть, а если и удастся, то поверьте, ненадолго", - говорил в ноябре 2001 года активист, член политсовета движения "6 апреля" Валид Мухамед.
Прошел год. Год, который начался с того, что свободные выборы в Египте обеспечили исламистам абсолютное большинство в парламенте, а государство возглавил малозаметный "Брат мусульманин" Мохамед Мурси, в недавнем прошлом американский ученый с опытом исламисткого подполья.
Поначалу этот персонаж, буквально свалившийся на голову египтянам в образе спасителя, был лишь объектом политической сатиры. Однако комичный образ Супермена со временем начал приобретать вполне реальные черты. Начав с роспуска еще недавно всемогущего Высшего Военного Совета, к концу года, Мурси сконцентрировал в своих руках всю возможную власть в стране.
"Что касается разговоров о диктатуре, могу лишь сказать, что я на стороне египетского народа. Я сам немало пострадал от диктатуры, от отсутствия свобод и демократии, и теперь больше не будут совершаться преступления против народа, не будет коррупции", - заявил президент Египта Мохамед Мурси.
Непосредственным поводом к началу волнений стала даже не Конституция, проект которой в спешном порядке был принят на этой неделе. То, как широко будет трактоваться, внесенная в этот проект статья о Принципах Шариата как основе законодательства, покажет только время. На площадь же людей вывел президентский указ, в соответствии с которым до момента принятия Конституции Мурси присвоил себе право издавать "любые декреты, направленные на защиту революции", декреты, которые не могут быть оспорены в суде.
"Господин Мурси может быть очень важным союзником США в попытках достижения стабильности в регионе, в обеспечении некоторой региональной безопасности, но все это ни в коем случае не должно происходить за счет нарушения им прав человека, притеснения человеческого достоинства и социальной несправедливости.
И я очень надеюсь, что скоро, последуют завления со стороны США, Европы и всех тех, кого волнует человеческое достоинство", - говорит бывший председатель МАГАТЭ, один из лидеров египетской оппозиции Мохамед Эль Барадеи.
Воззвание бывшего международного чиновника и одного из лидеров либеральной Египетской оппозиции к американцам вполне понятны. Запад, рукоплескавший так называемой "арабской весне", с его точки зрения, просто обязан взять на себя хотя бы часть ответственности за то, что она породила.
Однако опыт со свержением Мубарака не прошел даром. В Вашингтоне прекрасно понимают: на смену Мурси, сегодня подписавшему проект Конституции, всего лишь основанной на принципах шариата, завтра может прийти тот, кто спокойно обойдется и вовсе без Конституции.
"Мы поддержали Мурси на выборах, потому что он обещал сделать исламские законы главными. А теперь он говорит о том, что принципы Шариата это только часть конституции. А должно быть наоборот: всего, что противоречит Шариату, в конституции быть не должно. Мы не примем ничего другого. Мы не просим и не умоляем, мы настаиваем на том, что Мурси должен выполнить то, что обещал, когда избирался", - заявляет духовный лидер салафитов Мухаммад Хусейн Якуб.
Египет стоит на грани катастрофы. За 2 года нескончаемой революции и без того в большинстве своем нищее население страны окончательно обнищало. Все это время Египет проедал золотовалютные резервы, накопленные еще при Мубараке, на данный момент съедена уже половина. Поступления от туризма сократились на треть. Иностранные инвестиции в 12 раз. Из-за мирового кризиса иссякла щедрость египетской диаспоры за рубежом. В стране нет Конституции, нет парламента, ослаблена армия. Запрос на демократию, 2 года назад представлявшуюся толпе как образ западного благополучия и достатка, стремительно сменяется запросом на диктатуру, вопрос лишь в том, кто, кому и что будет диктовать.
"Навязывание другим собственной политической и социально-экономической системы в большинстве случаев вызывает обратную реакцию и может способствовать усилению экстремистских, репрессивных сил, отодвигая перспективу действительно демократических перемен", - считает Министр Иностранных Дел РФ Сергей Лавров.
До референдума, в ходе которого Египту предстоит проголосовать за проект новой Конституции осталось всего 2 недели. По сути, египтянам предоставлен выбор: либо принять Конституцию, написанную "Братьями мусульманами", либо, отвергнув ее, на неопределенный срок смириться с диктаторскими полномочиями, которыми президент Мурси наделил себя сам, по его словам, до момента принятия Основного закона. Обстановка в стране итак раскаленная до предела будет лишь еще больше накаляться. На фоне событий происходящих на площадях крупнейших египетских городов, в сети появляется ролик, персонаж которого символизирует народ Египта, тощая курица в руках его вера в завтрашний день. Именно ее у него отбирают исламист-салафит и либерал-западник, преградившие ему дорогу. Для них она лишь повод для выяснения отношений, при этом каждый придает весомости своим аргументам немилосердно дубася народ по голове. Так продолжается довольно долго. В итоге терпение народа лопнуло.
Комментарии