Газообразные партнёры Украины

Каждый год в преддверии отопительного сезона отношения между Россией и Украиной остывают – от полной морозной заморозки до легкого снежного покалывания. Самой нижней «точки заморозки» они достигали в 2008-2009 годах, когда за систематическую неуплату была прекращена подача российского газа украинским потребителям, пусть и ненадолго. Последующими усилиями «газовый кризис» 2009 был урегулирован подписанием длительных контрактов и с тех пор перебоев с отгрузкой голубого топлива из сибирских недр властями Украины не фиксировалось. Правда, платить за российский газ приходится вполне европейские цены.

Желание снизить энергетическую зависимость от России является важной (стратегической, если угодно) задачей украинских властей. Это их право и даже обязанность – каждая власть призвана заботиться об интересах своего народа. Вот только форма этой «газовой диверсификации» приобретает порой анекдотический характер.

Еще в сентябре на украинские власти на достаточно высоком уровне (министр энергетики Ю.Бойко) заявили о поэтапном снижении поставок газа из РФ. Вообще-то действующий сейчас межгосударственный контракт подписан по формуле «бери или плати» - при недоборе объемов переводить средства все равно придется. В одностороннем порядке такие заявления не делаются, ибо не имеют юридической силы. При необходимости снизить контрактный объем следует вести переговоры, а не объявлять о желаемом результате до их начала. Уже тогда, в сентябре, возник резонный вопрос – а чем, собственно, будет замещаться российский газ в украинской экономике? Страна вроде как на подъеме, промышленное производство растет, уповать на мягкость зимы как-то несерьезно…Так чем же?

Официальные лица в "Нафтогазе" и украинском правительстве объявили о снижении планируемых закупок российского газа  до 12 млрд кубометров к 2017 году. Это очень много по сравнению с действующими объемами – 41 млрд кубометров в 2012 году. Трехкратная экономия и сбережение ценой валюты предполагалась за счет разработки собственных месторождений природного газа и его замещения углем. При этом собственная добыча газа на Украине составил 10 млн кубометров из практически истощенных месторождений – в государственном масштабе величина на уровне погрешности. Шельфовые запасы оцениваются впечатляющими цифрами – порядка 5 триллионов кубометров, но для их освоения необходимо как минимум 20 млрд $ инвестиций в первый год и до 10 млрд $ в течении последующих 5 – 8 лет (по оценке Кембриджской ассоциации энергетических исследований).

Перспективны разработки украинского сланцевого газа, тендеры на добычу которого уже выиграли американские корпорации Chevron и Shell. Но начнется добыча сланцевого газа не ранее 2017 года. Перепрофилировать мощности на угольное топливо тоже непросто – и с экономической, и с экологической точки зрения. А результат газовой самодостаточности Украины нужен «здесь и сейчас» - зримый и убедительный.

Такой яркой иллюстрацией в стиле «Смотри и бойся, Газпром ужасный!» стало подписание трехстороннего контракта по возведению терминала по приему сжиженного газа в порту Южный. Соглашение заключено 26 ноября между украинским агентством по инвестициям, испанской «Gas Natural Fenosa» и американской «Excelerate». Впечатляет как стоимость проекта – 1 млрд 100 млн $ - так и его планируемая мощность – до 10 млрд кубометров в год. О предполагаемой стоимости импортного газа, который сначала где-то выкачают из недр, потом переведут в жидкую фракцию, потом перевезут морем, потом преобразуют в привычный газообразный вид, потом накачают во вновь проложенные газопроводы от порта Южный и наконец-то предоставят потребителям – как-то стыдливо умалчивается. Возможно, все достойные участники этого проекта будут работать за идею, предоставляя огромные скидки многострадальным украинским потребителям.

Красивый и впечатляющий контракт прожил ровно два дня. 28 ноября в головном офисе Gas Natural Fenosa сделали два потрясающих заявления. Во-первых, в руководство испанской корпорации не давало кому бы то ни было полномочий подписывать подобные контракты. Во-вторых, там отрицают сам факт «работы своих представителей на Украине по вопросам строительства терминала сжиженного газа».

Весьма интересно – кто же был тот человек, который поставил свою витиеватую подпись на эпохальном документе от имени Gas Natural Fenosa? Его имя не составляет тайны. Называются даже сразу два имени – видимо, в соответствии с идеей энергетической диверсификации. По одним данным, контракт подписал С.Бонвеи, по другим – Д.Г.Табернеро.

В любом случае дезавуирование миллиардного контракта, подписанного в присутствии премьер-министра крупного государства, случается не каждый день и даже не каждый год. И это не повод для злорадства, а причина подумать о долгосрочной перспективности таких вложений. Когда в газообразную дымку растаял респектабельный бизнесмен – это полбеды. Когда эфемерность грозит миллиардным инвестициям – вот это настоящая беда. Ее никаким сиюминутным пиаром не оправдаешь.