"Российские шпионы" в Грузии могут выйти на свободу

Парламент страны впервые признает наличие политических заключенных.

Новые власти Грузии признали наличие в стране политических заключенных — факт, который наотрез отрицали прежние руководители. Комитет парламента Грузии по правам человека составил список из 180 лиц, находящихся под стражей по политическим мотивам. Среди них восемь человек, обвиненных в шпионаже в пользу России. До конца недели парламент должен одобрить список — «Грузинская мечта» имеет большинство — после чего «узники совести» в ближайшие дни получат свободу.

— Это будет беспрецедентное событие в истории Грузии, — заявил «Известиям» первый зампред комитета Гедеван Попхадзе.

В списке, в частности, есть фамилии семи человек, задержанных грузинскими спецслужбами во время спецоперации «Энвер» в Батуми два года назад — среди них четыре гражданина России. На сегодняшний день они отбывают срок от 11 до 14 лет. Среди них пять грузинских военных летчиков.

Как рассказывал позднее пилот ВВС Габриэл Усталишвили, который тоже был арестован, но потом освобожден с условным сроком в шесть лет за сотрудничество со следствием, он «оговорил себя и сказал, что шпионил на Россию, испугавшись психологического давления». Усталишвили сообщил, что следователи предложили ему самому придумать детали работы на Россию. В частности, он должен был подтвердить, что во время войны в августе 2008 года передал сведения о том, в каком лесном массиве укрыта грузинская техника, которую потом разбомбила российская авиация. «Я вспоминал книги и фильмы о шпионах и использовал это в показаниях. Придумал кодовое слово для грузинских вертолетов, вылетавших на боевые задания, назвал их «попугайчиками», — рассказывал он.

На свободу выйдет осужденный в 2009 году на 20 лет за шпионаж в пользу Москвы бывший заместитель грузинского представителя при НАТО Вахтанг Маисая. Ему инкриминировалась передача оперативных данных военного характера российским спецслужбам во время войны в Южной Осетии. Адвокат Вахтанга Маисая Натия Коркотадзе сказала «Известиям», что это дело обжаловано в Европейском суде по правам человека.

— После освобождения моего подзащитного мы можем отозвать иск из ЕСПЧ, если он будет полностью оправдан на родине. Главное — добиться реабилитации, — сказала она.

Руководитель НПО «Бывшие политзаключенные за права человека» Нана Какабадзе сказала «Известиям», что статус «узника совести» облегчит обвиняемым последующее восстановление справедливости в судах. По ее словам, «признание существования политзаключенных очистит имидж страны за рубежом».

Парламент также должен утвердить список 22 «политических изгнанников» — граждан Грузии, вынужденно покинувших страну в последние годы. Один из них, бывший министр МВД, обороны и экономического развития Ираклий Окруашвили во вторник 20 ноября вернулся из четырехлетней вынужденной эмиграции в Париж. До конца 2007 года он входил в ближайшее окружение президента Михаила Саакашвили, потом перешел в оппозицию, создал партию «Единая Грузия». Его арестовали, предъявили обвинение в коррупции, что грозило 11-летним тюремным сроком. Выпущенный под залог, он покинул Грузию. Франция предоставила ему статус политического беженца.

Министр юстиции Тея Цулукиани сообщила, что по пересечении границы Окруашвили был задержан и помещен в Глданскую тюрьму в Тбилиси. «Он решил добиваться признания невиновности на родине. Его возвращение не значит, что автоматически сняты все обвинения. Нужно провести объективное расследование», — сказала она.

В этом же списке и бывший руководитель пограничной полиции Бадри Бицадзе, супруг экс-спикера парламента Нино Бурджанадзе. Она сказала «Известиям», что тот намерен вернуться в Грузию, когда оправдают всех политзаключенных.

— Нельзя пересматривать огульно все дела только за то, что аресты проводились при прежнем правительстве, — говорит депутат от президентской партии «Единое национальное движение» Акакий Бобохидзе. — То, что раньше было предательством, завтра может считаться геройством, если Грузия встанет на пророссийский путь.