В чьи руки попадут сто книг

В нашей стране, по данным опросов, 30% населения не прочитали ни одной книги за последний год. Нет комплексного государственного подхода к решению проблемы нечтения, хотя международный опыт существует: к примеру, в Великобритании и Финляндии удалось реализовать успешные национальные проекты по поддержке чтения.

Собственный опыт был и у нас: еще до революции в России книговед Николай Рубакин подготовил 40 тыс. индивидуальных планов чтения для тех, кто к нему обращался. Да и сейчас существуют десятки рекомендательных указателей по разным темам, издаваемым ведущими библиотеками страны.

В последнее время серьезная дискуссия развернулась вокруг создания списка из ста книг, которые следует рекомендовать старшеклассникам для самостоятельного изучения. Этой теме была посвящена и прошедшая в Петербурге научно-практическая конференция «Открытое образование. Педагогика текста. Актуальное чтение». Участники согласились: идея ста книг замечательная, но она ни в коем случае не должна стать идеологическим орудием в чьих-либо руках.

- Вопрос в том, что путем этого списка, по сути, мы выбираем представление о мире для детей и для общества в целом. От того, в чьих руках будет этот список, зависит, каким окажется наш будущий мир, - отметил доцент Санкт-Петербургского госуниверситета Вадим Пугач.

Главная мысль, которая звучала во многих выступлениях: важен не столько сам список, сколько пути его продвижения. Иначе он останется на бумаге. К единому мнению о степени обязательности участники дискуссии так и не пришли: внедрять насильно нельзя, необходим поиск инструментов популяризации чтения в обществе, в молодежной среде.

Они могут быть самыми разными - от инсталляций и экранизаций книг до современных компьютерных игр, буккроссинга, передач и рекламы чтения по телевидению.

Книги, включенные в список, должны быть не только знаковыми, но и актуальными для сегодняшнего дня. Иначе их чтение превратится в обязаловку и результат будет прямо противоположным.

- Школьная программа не менялась долгое время, есть разрыв между ней и динамичной современной жизнью, - обратила внимание профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Мария Черняк.

- Ни в коем случае нельзя упускать из вида цель чтения, потому что оно не обязательно носитель добра, - подчеркнула член рабочей группы проекта «100 книг» заместитель руководителя Научного совета по проблемам чтения Российского авторского общества Юлия Мелентьева. - Чтение зачастую уводит человека от жизни. Надо определиться, к какому именно типу чтения следует привлекать детей: для досуга, для учебы, для поиска ответов на вопросы, для выработки жизненных ориентиров.

Свое мнение высказали и учителя литературы. Они говорили о том, что школьная программа обрубает крылья и ученику, и учителю. Последний стоит перед дилеммой: дотянуть 100% учеников до ЕГЭ или направить усилия только на самых сильных и вести с ними свободную дискуссию о книгах.