Российскому историческому архиву - 300 лет

Свое трехсотлетие отмечает Российский государственный исторический архив (РГИА). Сегодня все будет торжественно, откроются выставки, на которых можно будет увидеть настоящие сокровища из собрания архива. Но мы решили заглянуть в архив накануне, чтобы попытаться понять, чем он живет не только в праздники, но и в будни.

Когда-то РГИА находился в исторических помещениях Сената и Синода, а этот свой юбилей встречает в новом здании на Заневском проспекте, близ станции метро «Ладожская». Помнится, сколько было разговоров о переезде: зачем трогать архивные документы, подвергать их такому стрессу? Ныне все споры остались в прошлом.

- Переезд архива в новое здание стопроцентно пошел ему на пользу, - уверен директор РГИА доктор исторических наук Александр Соколов. - Да, можно испытывать некоторую ностальгию по ауре старинного здания, но как профессионал, я не жалею ни секунды, что мы здесь.

В современной России никогда прежде не строились здания такого уровня для архива. В прежнем все было по старинке: вечером хранилище запиралось на ключ и опечатывалось печатью из пластилина. И это был предел защиты. Теперь здесь несколько рубежей безопасности, суперсовременные приборы, специализированные системы обеспечения микроклимата, пожаротушения. В большинстве российских архивов такого технического оснащения до сих пор нет.

- Мы самый крупный исторический архив России и самый крупный вообще по всем показателям в Европе, - с гордостью говорит Александр Соколов. - Фонды, которые мы храним, сравнимы по своему объему с архивными фондами некоторых отдельных европейских стран. У нас больше шести с половиной миллионов архивных дел, которые занимают 220 км полок. Обслуживают архив около трехсот сотрудников, и это уникальный коллектив...

Когда произносят слово «архив», первая ассоциация - скучное заведение, вторая - закрытое. И то и другое совершенно несправедливо по отношению к РГИА. Потому что, попадая в него, совершенно не ощущаешь себя в сонном царстве.

- Ушли в прошлое те времена, когда для записи в наш архив требовалось направление от организации. Сегодня любой гражданин имеет право получить пропуск на вход в читальный зал. Ему потребуется только представить паспорт, фотографию и написать личное заявление. Отказа не будет, - объяснила заместитель директора РГИА Наталия Колосенкова.

Посетителям действительно грех жаловаться. Читальный зал РГИА просторный и светлый, оснащен современным оборудованием - индивидуальными местами для работы с архивными подлинниками, специальными столами для просмотра графических материалов и документов большого формата, аппаратами для работы с микрокопиями, компьютерами. Отдельный читальный зал предназначен для работы с уникальными документами.

Правда, не все дела, которые закажет читатель, ему выдадут в подлиннике. Каждое третье он получит на микрофотопленке. Снимать документы на микрофильмы начали еще в конце 1950-х годов, за полвека сняли на пленку чуть более 10% документов, но надо воздать должное архивистам прошлых лет: уже тогда они спрогнозировали, какие документы будут востребованы.

- Для архивных дел лучше всего, когда они лежат в коробках и их никто не трогает - так бумаги не подвергаются свету и механическому воздействию, - признается Наталия Колосенкова. - Но если они будут так лежать, то это будет не архив, а склад. Поэтому в любом архиве существуют два основных направления - хранение документов и их использование. К сожалению, читатели не всегда аккуратно и бережно относятся к архивным материалам, видя в них исключительно средство получения информации, забывая о том, что они должны храниться вечно, чтобы ими могли пользоваться следующие поколения.

Что же ищут читатели в архиве, в котором сосредоточена вся история Российской империи от Петра Великого до революции 1917 года? Напомним: здесь хранятся документы высших органов власти - Сената, Синода, Государственной думы, Совета министров, всех министерств - кроме иностранных дел, военного и морского.

- Статистика такова: в год у нас порядка двух с половиной тысяч читателей, за день принимаем в среднем более ста человек, всего в год получается около 25 тыс. посещений. В читальный зал выдается около 50 тыс. архивных дел в год, - рассказала Наталья Колосенкова.

Огромное количество людей занимаются изучением своей родословной, и первым делом они обращаются в РГИА: здесь есть документы, подтверждающие дворянство; материалы по личному составу практически каждого ведомства дореволюционной России. Часто приходят сюда музейщики, поскольку в РГИА хранятся фонды Дворцового управления Гатчины, Петергофа, Стрельны, Царского Села, Министерства императорского двора. Активно занимаются сегодня историей церкви, очень много запросов в связи с возвращением зданий церквям различных конфессий.

Сотрудники архива порой даже и не представляют, какой документ может оказаться актуальным завтра. Отвечая на сиюминутные запросы дня, архив становится одним из лекарств против исторической забывчивости. Иногда так и хочется сказать иным чиновникам: не знаете, с чего начать и что делать? Не наступайте на грабли - обратитесь в архив. В нашей истории практически все уже было.

- Если документы петровской и послепетровской эпохи имеют в основном исследовательский характер, то все, что касается России рубежа XIX - начала ХХ веков, в определенные моменты приобретало суперактуальный характер, - подтвердил Александр Соколов. - Именно архивные документы в начале 1990-х годов помогли не изобретать велосипед в очень многих сферах нашей жизни. К примеру, в области налоговой системы, банковского и страхового дела. Ведь главная задача федерального архива - обеспечить информацией государственные органы власти.

Наконец, я не мог не поинтересоваться, можно ли увидеть документы из фондов РГИА в Интернете. Оказалось, что и здесь, хотя и не так быстро, но дело движется: в Сети уже доступны оцифрованные описи. Их можно посмотреть из любой точки мира. Не за горами время, когда через Интернет будут выдаваться и электронные копии запрашиваемых документов.