Ближняя Африка: о Российско-Алжирском деловом совете
Создание Российско-Алжирского делового совета свидетельствует не только об экономическом, но и о политическом тяготении североафриканского государства к Москве.
За налаживание свободной торговли с Россией и другими странами Таможенного союза также выступают власти и предпринимательское сообщество соседних с Алжиром Марокко и Туниса. Их не устраивают отношения с ЕС, традиционным покупателем продукции Магриба. Режим свободной торговли с Западной Европой, действующий с конца 1960-х, не даёт Алжиру, Марокко, Тунису тех инвестиций, технологий, товаров, которые могли бы способствовать индустриальному развитию.
Алжир был одним из основных экономических партнёров нашей страны в Африке. До трети его промышленных и транспортных мощностей, ныне действующих, созданы с помощью СССР. Но большинство этих предприятий нуждается в реконструкции. А западноевропейских партнёров Алжира интересуют в основном его сырьевые ресурсы: газ, нефть, уран. И – субтропические фрукты, оливки, сардины. Соответственно, Запад по нарастающей финансирует лишь проекты газо- и нефтепроводов в своём направлении.
Весной 2006-го в ходе визита в Алжир президента Владимира Путина было заключено соглашение о полном списании долга страны перед СССР-РФ. Цена вопроса – без малого пять миллиардов долларов. Но при этом Алжир обязался закупить в России промышленную продукцию на сумму, равную списанному долгу или превышающую его. Очевидно, что соглашение стало сигналом к восстановлению и развитию двусторонних связей, фактически прерванных при Горбачёве.
«Партнёрство» ЕС с Марокко и Тунисом – того же плана, что и с Алжиром. С одной стороны, закупки Западной Европой марокканских и тунисских фосфоритов, тканей, сардин, маслин и цитрусовых (главных экспортных товаров этих стран) увеличились за последние три года более чем вдвое. А с другой – новых производств не создаётся, технологическая отсталость Северной Африки только усугубляется. Больше того, после устроенной в Тунисе «цветной революции» уровень жизни населения, по официальным оценкам, упал минимум на треть.
И ведь Западом предпринимались попытки распространить ту же кровавую «демократию» по всей Северной Африке. Поэтому власти Алжира, Марокко, Туниса, как и их бизнес-структуры, весьма заинтересованы в развитии связей со странами, которые не намерены вмешиваться во внутренние дела государств Магриба, тем более – перекраивать политическую карту региона. Словом, не только торговые резоны определяют то, что в Алжире, Марокко и Тунисе растёт интерес к партнёрству с Россией и Таможенным союзом в целом.
Тунисцы не забывают и о том, что именно СССР больше других способствовал в 1963-м прекращению французской агрессии и возвращению стране военно-морского порта в Бизерте.
Значимость алжирского рынка для отечественного бизнеса отметил вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Георгий Петров. В свою очередь, посол Алжира в России Смаил Шерга заявил, что его страна «является ведущим партнёром России в Африке». И нуждается, подчеркнул дипломат, в более тесных связях с Таможенным союзом, памятуя о взаимовыгодном сотрудничестве с СССР в 1960-е – 1970-е.
Что касается возможного создания зоны свободной торговли Алжира с ТС, профильные департаменты Минэкономразвития РФ и белорусского МИДа ещё в прошлом году сообщали, что соответствующее предложение изучается. В ближайшее время начнутся предметные переговоры по этому вопросу.
Председатель Российско-Алжирского делового совета, гендиректор НПК «Уралвагонзавод» Олег Сиенко подчёркивает, что наиболее востребованной у африканских партнёров остаётся российская машиностроительная продукция, в том числе – с его предприятия. Растут поставки в Алжир оборудования из Белоруссии, изделий цветной металлургии – из Казахстана. При беспошлинном товарообмене экспорт высокотехнологичной и наукоёмкой продукции из Таможенного союза в Алжир вырастет в разы.
Режим свободной торговли, по экспертным расчётам, очень выгоден и Алжиру. Ибо его традиционный экспорт в регион Таможенного союза – цитрусовые и продукты их переработки, вина, маслины и оливковое масло, баранина и рыба, хлопок, текстильные и кожевенные изделия – увеличится минимум вдвое. И ещё обоюдный плюс: торговля без экспортно-импортных пошлин сделает товары на треть, а то и вполовину дешевле.
Схожие факторы побуждают и Марокко инициировать свободную торговлю с ТС. Ещё в сентябре прошлого года на деловом двустороннем форуме в Москве наши гости заявили об актуальности введения такого режима и его взаимной выгодности. Причём речь идёт о возможности свободной торговли всего Магриба с ТС. Ибо, как пояснил корреспонденту «Файла-РФ» председатель Мароккано-Российского делового совета Хасан Сантисси, в следующем году намечено воссоздать Экономическое сообщество стран Магриба, включающего и Мавританию. Поэтому «налаживание свободной торговли Таможенного союза с Марокко, Алжиром или Тунисом может распространиться на весь регион».
Комментарии