Столица переходит в наступление на промзоны
Тысячи квадратных метров заброшенных цехов - это бывшие заводы, некогда трудовая слава столицы. Сейчас - удручающий индустриальный пейзаж. На уходящей неделе Марат Хуснуллин заместитель мэра по градостроительной политике заявил, когда пейзаж изменится.
Из этого цеха весь энтузиазм давно выветрился. Широкие окна щетинятся остатками замызганных стекол и не скрывают разруху. Груды гниющего хлама, оборванные провода. В народе заброшенный цех прозвали московским Чернобылем - обшарпанные стены исписаны кодами столичных сталкеров.
"Он представляет собой только уродину, которая стоит посреди улицы и мешает, на самом деле. Если его не использовать, эту часть, можно попросту его либо сдать, либо использовать в нужды города. Но этого не происходит, и мы получаем одну большую помойку", - считает Михаил Савкин, руководитель независимого Центра подземных исследований.
Такие индустриальные надгробия. Где-то производственная жизнь еще теплится, где-то конвейеры замерли навсегда. Всего в столице более двух сотен промышленных территорий. И это огромные участки золотой столичной земли.
"Мы приняли решение давайте перестраивать промзоны, но при условии, что половину строим жилье, что очень востребовано. Половину будем создавать рабочие места - офисы, технопарки и прочее. Уже есть поток заинтересованных инвесторов, мы активно разрабатываем проекты планировок", - сообщил Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам Градостроительной политики и строительства.
В среднем, каждая пятая промзона признана пригодной для превращения в зону культуры и отдыха. Пионером масштабной реорганизации должен стать юго-восток. Южный порт сейчас занимает две трети района Печатники. Здесь в первую очередь нужно вывести цементный элеватор, который уже отравил жизнь тысячам жителей новостроек. Сейчас он остановлен, но по-прежнему навязает над домами мрачной громадой. В недрах промзоны - эффективных предприятий единицы.
"Это такие предприятия, которые не используют свою территорию по назначению, а сдают в аренду, их нужно в первую очередь выводить", - отмечает Елена Бабынина, главный специалист финансово-экономического отдела Управы района Печатники.
Сданы в аренду многие цеха завода "Серп и молот". Это вторая по площади
промзона юго-востока и, по оценкам экспертов, едва ли не самая перспективная. В пределах Третьего транспортного кольца, рядом станция метро и планируется еще несколько. Плюс через дорогу уже существующий, относительно новый, микрорайон. Который пока ни безопасным, ни чистым не назовешь.
"Копоть все время. И от железной дороги тоже идет. Здесь постоянно у детей руки грязные, выйдешь на прогулку, приходишь домой, моешь - течет сажа", - жалуется Наталья Ревегук, жительница нового микрорайона.
Гулять-то особо и негде. С трех сторон магистрали, с четвертой - унылые гектары заброшенных цехов. "Вы сами видите, что ничего не ломают, и ничего не делают. Возмущению нет предела, честно говоря. Все открыто, это же облик города, вы же видите, очень некрасиво", - считает Михаил Ибрагимов, житель нового микрорайона.
Чтобы стало красиво, промзоны хотят превратить в мини-города. Экспериментальная стройка на свалке уже была - как раз на юго-востоке.
Эта территория между Окской улицей и Волжским бульваром - первый в Москве опыт застройки промзоны. Причем здесь кроме производства были еще тысячи гаражей - 5 гаражно-строительных кооперативов - и даже совхозные теплицы. Но главное, отсюда нужно было вывести 32 предприятия, в том числе крупные - такие, как автокомбинат и завод стройматериалов.
Территорию рекультивировали. За несколько лет на пустыре выросли высотки - теперь здесь живет почти 20 тысяч человек. Есть школы и детские сады. Поликлиника, правда, еще только строится.
"Все дома здесь серийные, получился обычный спальный район, но близко к центру города. В перспективе будет застройка еще одной промзоны - ЖБК "Гайвороново", думаю, в конце все соединится, будет все красиво", - рассказывает Илья Иванов, начальник отдела ЖКХ Управы Рязанского района.
Правда, растущие кварталы множат и пробки на дорогах. Транспортную проблему эксперты называют главной в реорганизации промзон.
"Без строительства крупных транспортных магистралей к этим промзонам их развитие не будет осуществляться. Любой инвестор, который попытается туда вложить деньги, ничего не получит, потому что люди не захотят там покупать жилье", - объясняет Александр Пыпин, директор аналитического центра недвижисмости.
Именно поэтому половину территорий бывших промзон хотят отдать не под жилье, а как раз под новые рабочие места, развлекательную и общественную функции - тогда людям не нужно будет каждый день куда-то ехать. Типичные спальные должны уйти в прошлое.
"Если промзона на периферии, то сделать больше рабочих мест и больше мест развлечений, чтобы людей демотивировать от передвижений на большие расстояния и привлекать на ближайшее соседство. Если промзона находится ближе к центру, как ЗИЛ, там можно внедрять больше жилой функции", - прокомментировал Сергей Кузнецов, главный архитектор города Москвы.
Сносить и перестраивать будут, конечно, не все. Где-то останется и промышленность, просто более компактная. В любом случае у этих территорий огромный потенциал - именно поэтому они сейчас - в промзоне особого внимания.
Комментарии