Сирийская оппозиция: дело Бен Ладена живёт и процветает
В Сирии полтора года идет гражданская война. Тяжелая, кровавая и затяжная. Десятки тысяч погибших, еще больше покалеченных и раненых, сотни тысяч беженцев. Да и большинству оставшихся в Сирии жителей не позавидуешь – в этой войне нет линии фронта, нет безопасных поселков, нет мирных городов, нет идиллических сел и деревень. Правительственной армии противоборствуют партизанские отряды, наибольшей эффективностью отличаются их террористические атаки. Сирия не отличается этнической однородностью и религиозной монолитностью, там живут сунниты и алавиты, курды и друзы, христиане и исмаилиты, палестинцы и черкесы. Неуловимость малых повстанческих групп, трудность выявления смертников-шахидов – важное тактическое преимущество соперников президента Асада. Щедрые пожертвования от стран Запада, обильные денежные потоки от нефтяных королей и шейхов Персидского залива – не менее важное финансовое преимущество.
С хорошим обеспечением деньгами и оружием, с возможностью лечиться и «отлеживаться» в сопредельных странах (к примеру, в той же Турции или Иордании), да еще с имиджем «борцов за свободу» партизанить можно очень долго. Возникающие затруднения морально-этического порядка (все же взрываешь родные села и города) устраняются использованием наемников. Только за последние месяцы среди убитых сирийской армией и полицией «повстанцев» были обнаружены граждане Ливии, Египта, Йемена, Ирака, Саудовской Аравии, Китая (в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Поднебесной исповедуют ислам), Сомали и Косова. Это данные не только правительственной армии, они подтверждаются правозащитниками «Human Rights Watch» - эту организацию ну никак нельзя заподозрить в симпатиях к Башару Асаду.
Через год после начала широкомасштабной помощи сирийским повстанцам страны Запада вдруг решили выяснить – а кого, собственно, они поддерживают? Точнее даже так – кого представляют те люди и организации сирийской оппозиции, которых поддерживает Запад? Являются ли они «руководящей и направляющей силой» восстания? И что необходимо предпринять для их легимитизации и политических перспектив?
Крупнейшей из этих структур является Сирийский Национальный Совет, его даже признали Ливия, Испания и Франция. Штаб-квартира СНС находится в Турции, при этом сама гостеприимная Анкара дипломатических отношений с Дамаском не разорвала. Состоит СНС на 80-85% из эмигрантов, озлобленных еще на отца нынешнего сирийского президента – Хафеза Асада, при нем же и оказавшиеся за пределами своей страны. Многие из деятелей СНС знакомы с сирийскими реалиями исключительно из СМИ. Перед широко разрекламированной конференцией в Катаре, которая должна была объединить разрозненные силы сирийской оппозиции, СНС был вынужден опубликовать финансовый отчет о свой деятельности. Документ оказался красноречивым.
Из него следует, что за год (октябрь 2011 – октябрь 2012) на счета организации поступило 40 млн. 300 тыс. $. Спонсорами выступили всего три государства, причем самой щедрой оказалась…разрушенная Ливия! Свыше 20 миллионов долларов ушло на поддержку «стамбульских говорунов» из страны, где последствия войны видны чуть ли не в каждом городе.
Сейчас новые ливийские власти подвергаются резкой и справедливой критике на родине за «экспорт финансов для чужой революции», но не менее примечательны другие статьи доходов СНС.
От богатейших ОАЭ и Катара Сирийский Национальный Совет получил за целый год 5 и 15 млн $ соответственно. Для стран с миллиардными доходами и яростным желанием свалить светскую власть в Сирии это похоже на небрежный бросок монетки в нищенскую ладонь. Нефтяные шейхи и короли прекрасно знают, что СНС ничего не контролирует. Что это вывеска для Запада, клуб для «поговорить по написанному сценарию». Из спонсорских 40 млн Совет направил боевым подразделениям 2.8 млн, то есть менее 7%! Ведь нужно платить за гостиницы и отели, издавать прокламации и брошюры, раскатывать из одной страны в другую. Нечто похожее было в истории российской послереволюционной эмиграции. Выжившие после 1917 года князья и княгини дома Романовых делили несуществующий престол, награждали друг друга имперскими орденами, назначали губернаторами и предавали анафеме, не имея ни малейшего шанса захватить власть в СССР.
Сирия – не СССР, здесь возможно свержение власти вооруженным путем. Для этого понадобится прямое вмешательство НАТО или серия очень успешных терактов, или комбинация этих усилий в русле «перманетной демократии». Но эфемерность сохранения единства страны после свержения Б.Асада очевидна уже сейчас. Неделя заседаний в катарской Дохе не смогла ни на йоту сблизить разношерстную оппозицию. Пока шли эти дискуссии, формально подконтрольные СНС отряды развоевались между собой на севере Алеппо. Если в условиях партизанского существования повстанцы открыто отстреливают друг друга, то после захвата власти их действия предугадать несложно. Страну разделят на десяток-другой зон ответственности полевых командиров и поведут в светлое будущее по ливийско-сомалийскому пути. Никакого влияния на них ни СНС, ни любой другой «орган представительной оппозиции» иметь не будет. Все эти правительства в изгнаниях нужны для маскировки иноземного вмешательства – реальные рычаги управления им отдавать никто не собирается. Поэтому избрание во главе СНС христианина (и по совместительству бывшего коммуниста) Дж.Сабра вместо курда А.Сида ничего не меняет. Настоящие кандидаты на реальную власть в постасадовской Сирии на форумах светиться не будут – им нужно свои полуфеодальные княжества укреплять в когда-то единой и цветущей стране…
Влияние радикальных группировок в сирийской гражданской войне нарастает, они прекрасно совмещают ненависть к Западу с гуманитарной помощью от своих извечных врагов. Объем пожертвований от Великобритании уже превысил 50 млн. фунтов, от США – 100 млн $. Попытка создать цивилизованный фасад сирийской оппозиции на конференции в Катаре провалилась. Провозгласив своей главной целью борьбу с «тираном» Асадом, страны НАТО делают все для сталкивания Сирии в анархический хаос. Осама бен Ладен мертв, но дело его живет – в том числе за счет усилий западных демократий.
Комментарии
"Герои" нашего времени.
Согласен, главное, чтобы не третья мировая...