Винтовка Сталина

На модерации Отложенный

В разных ближневосточных странах можно услышать легенду о том, как Сталин подарил винтовку лидеру курдов Мустафе Барзани. Смысл подарка был очевиден: курды яростно сражались тогда (и сражаются сейчас) за свою свободу и независимость, а драгоценный подарок из Москвы недвусмысленно означал поддержку их борьбы.

На пороге Курдистана

Курды - древний и гордый народ. Сейчас они компактно живут в ключевых ближневосточных государствах: Турции, Сирии, Ираке и Иране. Многие аналитики осторожно допускают, что именно от позиции курдов зависит развитие (или угасание) разожжённого американцами пожара в Ираке и Сирии. А некоторые специалисты идут ещё дальше, предрекая в недалёком будущем создание государства Курдистан, что серьёзно изменит весь ближневосточный политический ландшафт. С ними трудно не согласиться - миллионы воспитанных в бесконечных боях жителей Курдистана заставят, несомненно, считаться с собой любых правителей.

Сталин, похоже, именно такое развитие событий имел в виду, презентуя винтовку Мустафе Барзани. Кремленологи полагают, что советский вождь был очень озабочен профашистскими настроениями, которые существовали в ту пору в некоторых арабских государствах. Особенно его беспокоила возможная смычка тамошних фашистов с американскими нефтемагнатами, осваивавшими тогда ближневосточные нефтяные поля. Якобы, именно учитывая этот фактор, Сталин и поддержал создание Израиля - так ему виделся противовес коричневой опасности. С тех же позиций он смотрел и на создание просоветского Курдистана. Сталина нет уже 60 лет, а идея курдской независимости жива.

Евгений Максимович Примаков недавно вспоминал, как в качестве корреспондента «Правды» встречался в 1966 году с Мустафой Барзани. Тот сказал советскому корреспонденту: «Я хочу автономии в Ираке, хочу иметь возможность влиять на политику Ирака. Вот две мои задачи». Примаков подчёркивает, что о миллионах курдов, живущих в соседних странах, речи не шло. «Если я стану настаивать на создании отдельного курдского государства, то против меня объединятся все - Турция, Ирак, Иран, Сирия, - говорил Барзани. - Зачем мне такие осложнения?» В мае 2008 года Примаков встретился с сыном Мустафы Барзани - Масудом Барзани, нынешним президентом Курдистанского района Ирака, который сказал примерно то же самое, что и его отец сорок лет назад. Примаков пишет: «Курды в Ираке получили свою автономию, но нельзя сказать, что решены все вопросы. Идут споры с арабами о присоединении к автономии богатого нефтью района Киркука. На севере Ирака существуют базы турецких курдов-боевиков, которые подвергаются регулярным бомбардировкам со стороны Турции».

Добавлю к этому, что вопрос о курдской нефти стоит весьма остро. Французская корпорация «Тоталь» договорилась с властями автономии о непосредственном взаимодействии. В Багдаде увидели в этом нарушение суверенитета страны и пригрозили французам: будете договариваться напрямую с курдами - лишим вас выгодных контрактов на территории собственно Ирака. «Тоталь» не тот партнёр, с которым Багдад может разговаривать в таком тоне - очевидно, что иракское правительство отражает интересы каких-то могущественных сил. Скорее всего, по мнению специалистов, речь идёт о вмешательстве в спор американских нефтяных гигантов, которым не нравятся французские игры с сепаратистами-курдами. Вопрос остаётся открытым.

И тут мы вплотную подходим к курдской проблеме как фактору усиления (или ослабления) давления зарубежных сил на президента Сирии Башара Асада, который уже более полутора лет ведёт тяжелейшую войну со вскормленными американцами так называемыми борцами за свободу. Сегодняшняя ситуация в корне отличается от той, на которую Примаков ссылался применительно к 1966 и 2008 годам. Сегодня арабские страны переосмысливают свои контакты с курдскими структурами. Очевидно, придётся принимать какие-то новые решения и Анкаре. Перспектива создания Курдистана просматривается всё явственнее.

Сирийский оселок

Сейчас проблема будущего курдов оттачивается на сирийском оселке. На прошлой неделе в Анкаре прошла трёхдневная встреча представителей сирийской оппозиции. Противники президента Асада всё больше проявляют себя не как некая монолитная сила, а как странноватое сборище странноватых людей. В рядах оппозиции, как сообщается, были обнаружены, например, отряды исламистов-уйгуров из Синьцзян-Уйгурского автономного района Китайской Народной Республики. Эти боевики долго и безуспешно боролись с центральным правительством в Пекине за создание так называемого Восточного Туркестана, который им виделся как самостоятельная мусульманская страна, живущая по законам шариата. Не добившись успеха у себя дома, они отправились в дальнюю даль «бороться за свободу Сирии».

Инициатором и организатором встречи в Анкаре был вашингтонский Центр стратегических и политических исследований по Сирии. Эта американская организация имеет статус неправительственной структуры. Однако осведомлённые журналисты уверены, что она тесно связана с ЦРУ и работает под его неусыпным контролем.

Одной из задач встречи в Анкаре была пропаганда якобы растущей поддержки сирийскими курдами антиправительственных сил. Как сообщается, лидер Курдского национального совета Сирии Абдул-Хаким Башар, выступая на встрече, заявил, что отныне курды будут действовать на стороне оппозиционного Сирийского национального совета, который на Западе склонны легитимизировать как «революционное правительство свободной Сирии». Он назвал анкарскую конференцию «актом невооружённой борьбы против президента Асада» и осудил своих соплеменников из курдского Демократического союза за «сотрудничество с преступным режимом».

Конечно, среди курдов есть люди, выступающие против президента Асада, поддерживающие Курдский национальный совет. Но они находятся чаще всего за границей. Даже этнический курд - глава «революционного правительства свободной Сирии» Абдель Бассет Сейда уже более 20 лет находится за пределами Сирии.

А курды, живущие в Сирии и поддерживающие президента Асада, укрепляют единство в борьбе. Две основные военно-политические силы сирийских курдов - Курдский национальный совет и партия «Демократический союз», как сообщается, объединились в единый блок - Высший курдский совет. Договорённость стала реальностью в Эрбиле - административном центре Иракского Курдистана. Новую структуру активно поддержали иракские курды. Их лидер Масуд Барзани заявил: «Мы объединили наши силы и построили единый курдский дом».

Это были не пустые слова. Сирийские курды при поддержке турецкой Рабочей партии Курдистана и правительства Иракского Курдистана заняли несколько городов вблизи турецко-иракской границы.

Курдская консолидация существенно повлияла и на ситуацию в районе сирийского города Алеппо. Курдские формирования дали отпор мятежникам из так называемой Свободной сирийской армии (ССА), которые попытались захватить стратегически важный район Ашрафия в северной части города. Населённая курдами Ашрафия оказалась не по зубам ССА. Бойцы из сирийского «Демократического союза» и турецкой Рабочей партии Курдистана (РПК) отбросили захватчиков.

Алеппо - второй по величине город Сирии. И победа над мятежниками именно там стала символом беспомощности оппозиции. Сейчас в руках курдов находятся граничащие с Турцией сирийские районы Кобани, Африн, Дарик, Амуде, Аль-Айнада. Над северными районами Сирии взвился курдский флаг.

Союзники сирийских курдов в Турции сплочены вокруг Рабочей партии Курдистана. Как пишут, в 1980-1990-е годы при Хафезе Асаде, отце нынешнего сирийского президента Башара Асада, РПК фактически базировалась на территории Сирии, а её лидер Абдулла Оджалан жил в Дамаске. Чтобы покончить с опасной ситуацией, Анкара в 1998 году пригрозила Дамаску войной, стянула к границе крупные военные силы. Абдулла Оджалан покинул Сирию, а вскоре был захвачен в Африке турецкими агентами и вывезен в Турцию. Там шумно радовались захвату «главного террориста террористической РПК».

Нынешняя война в Сирии актуализировала деятельность РПК в Турции. Её активистам приписывают ряд терактов. Глава турецкого МИД Ахмет Давутоглу сказал, что не исключает причастность к этим акциям Дамаска. А некоторые видные турецкие политики прямо обвиняют сирийские спецслужбы в диверсионной войне с участием боевиков РПК.

Как всегда, американцам до всего есть дело. Госсекретарь США Хиллари Клинтон категорически заявила, что курдские районы Сирии не должны стать прибежищем для «боевиков РПК».

Пока мировую политическую атмосферу сотрясают громкие слова такого рода, в Дамаске руководство страны работает над курдским вопросом в своём ключе: расширяются права фактической курдской автономии, в стране официально разрешён курдский язык, курды имеют право на сирийское гражданство, хотя раньше большинство их на это рассчитывать не могли. За последний год 300 тысяч курдов получили сирийские паспорта. Сирийские власти выпустили на свободу 1200 членов РПК, отбывавших наказание на севере страны. Большинство освобождённых тут же примкнули к курдским структурам, поддерживающим президента Асада. Естественно, что сирийская оппозиция, которая зависит от Турции, не может пообещать курдам принять выгодные для них решения «после свержения тирании Асада».

Специалисты полагают, что главная цель сирийских оппозиционеров - создание плацдарма у границ Турции для последующего марша турецкой армии на Дамаск - недостижима. Курды, которым президент Асад разрешил с оружием в руках защищать свою землю и свои дома, создали серьёзный заслон на пути агрессоров. Они вместе с братьями из Ирака и Турции строят и укрепляют то, что Масуд Барзани назвал «общим курдским домом». И не намерены отдавать этот дом на разграбление.

Выкормыши

Упорная борьба сирийского руководства и народа Сирии за свободу и независимость своей страны меняет политический климат в мире. В начале антисирийской авантюры американских выкормышей на Западе не было слышно голосов осуждения их бандитских действий. Сейчас, после появления в Интернете душераздирающих кадров пыток и убийств солдатами ССА мирных сирийских граждан, вся вина которых состояла лишь в том, что они поддерживали легитимного президента Асада, правозащитники встрепенулись. В Европе и США стали звучать голоса тех, кто требует расследования преступлений ССА.

Дело не ограничивается сирийским сюжетом. Даже в ООН слышны суждения, порицающие захват и заточение без суда и следствия тысяч ливийских граждан (якобы сторонников Каддафи), находящихся во власти новых правителей страны. Условия содержания узников ужасны, что вдруг стало шокировать гуманистов.

В Египте под безразличными взглядами новых властей жгут церкви православных христиан-коптов, религиозные мотивы стали поводом для многих убийств, в том числе детей-христиан. Это вызывает справедливое возмущение в мире.

Оно и понятно. Но остаётся без ответа кардинальный вопрос: где были все эти гуманисты, когда США готовили и осуществляли вторжение в независимые государства, используя для этого самые современные вооружённые силы - свои и своих союзников, не брезгуя сотрудничеством с разного рода кровавым отребьем, так называемыми послами свободы? Кровавый след американских военных преступлений протянулся от Сербии до Пакистана. Соединённые Штаты растоптали процветающие страны Северной Африки. Сейчас их выкормыши бесчинствуют в Сирии, где получают жёсткий отпор.

Профессиональные плакальщики либерал-гуманисты, конечно, будут картинно вздыхать и дальше. Но не это остановит агрессоров. В сводках информагентств промелькнуло сообщение о заключении договора между Сирией и Корейской Народно-Демократической Республикой. Подробностей никаких. Лишь упоминается, что договорённость охватывает широкий спектр экономических и научно-технических проблем.

Такая информационная сдержанность открывает простор для предположений. Например, допускается, что под общим термином «научно-техническое сотрудничество» имеется в виду прежде всего взаимодействие в производстве и освоении новейшей военной техники. КНДР обладает одной из сильнейших в мире армий. Летом будущего года республика будет праздновать шестидесятилетие исторического события: по терминологии Пхеньяна - «победы над американским империализмом». Действительно, северо-корейская армия (Корейская народная армия) шестьдесят лет назад мужественно выстояла под ударами вооружённых сил сильнейшей в мире коалиции, возглавляемой США. Конечно, огромный вклад в победу внесли СССР и КНР. Но есть в мире немало государств, которым сколько ни помогай - толку не будет: первостепенное значение в любой войне имеет воля к победе самого народа и его руководства.

Руководители КНДР сделали однозначный вывод из боёв сороковых - пятидесятых годов, из разрушения социализма в Восточной Европе в девяностые. И решили, что их страна никогда не будет сдана на милость победителей. Поэтому КНДР создала мощнейшую армию и оснастила её самым современным оружием, включая атомное. Если сейчас Пхеньян поделится своим оборонным потенциалом с Дамаском, американским выкормышам и их ближневосточным спонсорам придётся несладко. Тем более, как отмечает западная пресса, нельзя забывать о том, что, отвечая на многочисленные интриги США, Корейская Народно-Демократическая Республика вышла из Договора о нераспространении ядерного оружия.