Грузия хочет, но не может
Новый премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили приступил к выполнению своих предвыборных обещаний с попытки урегулирования отношений с Россией. Отказавшись от агрессивной риторики прежних властей в ее адрес, он назначил спецпредставителем по урегулированию отношений с Россией дипломата Зураба Абашидзе.
"Это очень ответственная должность, Зураб Абашидзе подчиняется лично мне", — пояснил Иванишвили. По его словам, новые власти Грузии "должны суметь урегулировать отношения с нашим самым большим соседом – Россией, поскольку у двух стран очень большая общая история, общая культура, мы долго жили вместе — и до Советского Союза, и после его распада".
Теперь, полагает он, грузино-российские отношения необходимо возвести в "новое качество", причем, с "чистого листа". Это трудная задача, признал премьер, поскольку контакты "были практически прекращены еще до необдуманной войны 2008 года". Иванишвили, кроме того, напомнил, что в России работает множество грузин, которые кормят свою родню в Грузии, и вообще есть много смешанных грузино-российских семей.
Фигура Абашидзе, считают в Тбилиси и в Москве, однозначно удачная. Прежде всего, потому, что он крайне уравновешенный и опытный политик, имеющий хорошие деловые и личные связи в российском политическом истеблишменте: в свое время он работал послом Грузии в России, и даже после прекращения дипотношений между двумя странами наезжал в Москву, в том числе, в составе делегации грузинской патриархии.
В Брюсселе доктор политических наук Абашидзе тоже не чужой — он был послом Грузии в различных европейских странах и в НАТО. Никаких скандалов с его именем не связано.
Замминистра иностранных дел России Григорий Карасин отреагировал на назначение бывшего посла спецпредставителем так: "… мы Зураба Абашидзе хорошо знаем и как бывшего посла Грузии в России, и как опытного человека и дипломата, неоднократно с ним встречались и в последние годы". Помнению главреда журнала "Россия в глобальной политике" Федора Лукъянова, "это идеальная кандидатура". Он считает, что в России Абашидзе "уважают как профессионала и умеренного политика".
Впрочем, отметил Лукъянов, это не является гарантией успеха его миссии. Нынешней России, пояснил эксперт, практически ничего не нужно от Грузии, в то время как Грузия заинтересована найти выход из ситуации, сложившейся между двумя странами. Разумеется, отметил Лукьянов, у России есть недовольство в отношении Грузии, но у нее нет острой необходимости развивать с ней отношения.
Между тем Иванишвили и Абашидзе уже заявили, что ждут от России "ответной реакции", и что Грузия готова к поступательной активности: налаживанию культурных, экономических и торговых связей. Что же касается восстановления дипломатических отношений, это, по мнению премьера, отдаленная перспектива, поскольку Москва признает независимость Абхазии и Южной Осетии.
Словом, новые грузинские власти полны энтузиазма на российском направлении. Но оппозиция в лице бывшей правящей партии "Единое национальное движение" во главе с президентом Саакашвили полила их холодным душем.
В частности, депутат парламента Акакий Минашвили, еще недавно возглавлявший комитет по внешним связям, заявил: "Опыт у Абашидзе есть, но я скептически настроен в отношении восстановления отношений с Россией". Его коллега по партии Давид Дарчиашвили разъяснил: "Урегулирование возможно только в том случае, если власти Грузии откажутся от важных элементов суверенитета Грузии и закроют глаза на то, что на двадцати процентах территории страны функционируют российские посольства".
Но, отметил он, поскольку этого не случится, "все остальное работать не будет". По его словам, в лучшем случае, из Грузии в Россию разок будет отправлен какой-нибудь груз, однако это не внесет каких-либо существенных изменений в грузино-российские отношения.
Впрочем, новые грузинские власти, несмотря на критику оппонентов и еще не раскрытые объятия Москвы говорят, что шанс для нормализации есть. Более того, считает государственный министр по вопросам реинтеграции Паата Закареишвили, Москва заинтересована в потеплении грузино-российских отношений. "У Кремля ведь тоже есть свои интересы в Грузии. Через Грузию проходят газопроводы и нефтепроводы, железная дорога, есть порты, автодороги. Не думаю, что отсутствие диалога между Грузией и Россией вредит только Грузии", — сказал он.
Госминистр также полагает, что отсутствие дипотношений не помешает Грузии и России развивать сотрудничество, которое, в принципе, находится несколько выше нулевой отметки. Так, после августовской войны 2008 года в результате долгих переговоров был открыт контрольно-пропускной пункт на грузино-российской границе в Ларсе, а позже Грузия дала добро на вступление России во Всемирную торговую организацию.
Отметим, что речь, в данном случае, идет о сотрудничестве на государственном уровне: российский частный бизнес на закрытость грузинского рынка не жалуется.
Имея в виду перспективы контактов на государственном уровне, Грузия, вероятно, будет лоббировать восстановление железнодорожного и автомобильного сообщения с Россией через Абхазию, закрытого уже более двадцати лет. Как утверждает Закареишвили, политической подоплеки в большой желательности такого акта нет, и речь идет о сугубо экономической целесообразности.
Открытие дороги действительно может оказать позитивное влияние не только на экономическое развитие Грузии, Абхазии, регионов России, но и Армении, которая упорно и безрезультатно лоббировала этот вопрос, и добилась от России, что уже неплохо, открытия КПП в Ларсе. Армения даже предлагала внести свою лепту в восстановление железной дороги, которая значительно сокращает время и расходы на транспортировку российских грузов в Армению, а армянских – в Россию, которая является главным торговым партнером Еревана.
И вообще, если Россия пойдет на открытие сквозной железнодорожной магистрали, Грузия, возможно, снова откроет ей свою территорию для транзита российских военных грузов на базу в армянском городе Гюмри. Но, скорее всего, только последняя перспектива и отказ от агрессивной риторики Россию не удовлетворит: официальный представитель МИД Александр Лукашевич заявил, что Россия ожидает от нового руководства Грузии "прежде всего конкретных политических шагов". Каких именно, он не уточнил.
Зато некоторые российские эксперты припомнили деяния прошлой грузинской власти – в ракурсе большой политики, по мелочам. Как то: открытие в Тбилиси Музея российской оккупации, признание парламентом геноцида черкесов, вещание "провокационной" телекомпании "ПИК", которую вроде уже прикрыли, отдельные высказывания грузинских политиков, и т.д.
Понятно, что это только вершина "айсберга" претензий, которые Россия предъявит возжелавшей ее Грузии. И теперь много зависит от градуса грузинского политического темперамента. Если он зашкалит, новые власти Грузии, при наличии серьезной и не дремлющей оппозиции, могут серьезно себе навредить
Комментарии
Может быть следующее поколение, что-нибудь там возобновит.
Ну, смешно, как за миллион...
Да, всё как в известной погооворке:Еж - птица гордая, пока не пнешь ногой, не полетит.