Игорь Бойков: в чём сила "Pussy Riot"
На модерации
Отложенный
Почему-то никто или практически никто не попытался взглянуть на дело “Pussy Riot” с позиции оценки устойчивости нашего общества перед лицом постмодернистского вызова. Ведь оно, если отбросить в сторону искусно нагнетаемые эмоции, дало нам зримые подтверждения некоторых общественно значимых явлений. Отныне можно утверждать вполне определённо: современное российское общество крайне уязвимо перед натиском постмодерна. Оно обладает против него ослабленным иммунитетом.
Разнузданные пляски на алтаре Храма Христа Спасителя только с виду выглядят скоморошными камланиями или, паче того, молодёжным протестом против лицемерия и сервилизма иерархов РПЦ. В действительности активисты крайне агрессивного и предельно политизированного арт-коллектива вполне очевидным образом тестировали наше общество на сопротивляемость такого рода атакам. И оно, надо признать, тест в целом завалило.
Кривляние, глумление, обращение всего и вся в мерзостный балаган – один из любимейших и, надо сказать, действенных приёмов культурной войны, которую с фанатичной непримиримостью ведёт против русской культуры (да, в общем-то, и любой европейской) культуроразрушающий постмодерн. Пуская его в ход, он рассчитывает на вполне определённую реакцию со стороны того, кто заранее избран на роль жертвы. Разумеется, реакция ожидается заведомо предсказуемая, неэффективная, граничащая с беспомощностью, поскольку постмодерн может позволить себе куражиться лишь над обществом нездоровым и рыхлым, не имеющим в себе прочной духовной опоры. То, что организаторы провокации получили в ответ от российской общественности, укладывалось в написанный ими сценарий на все сто. Ведь как защитники “Pussy Riot”, так и их противники в подавляющем большинстве своём впали в состояние, близкое к психозу, во многом утратив способность адекватно воспринимать происходящее. Приведение общества в состояние массового умопомешательства – это, в сущности, и есть главная цель постмодернистского проекта.
Признаться, со смешанным чувством смотрел нашумевший фильм Аркадия Мамонтова по НТВ. Несмотря на высокий накал страстей и эмоциональную полемику, людей здравомыслящих в студии оказалось ничтожно малое число. В ходе обсуждения “Провокаторов-3” речь заходила о чём угодно - об адвокатских PR-ходах и заговоре тёмных сил, о самозваном продюсере “пусек” Петре Верзилове и происках западных спецслужб, о вере и кощунстве, о пороке и добродетели - но никто, за исключением, пожалуй, Александра Проханова, почти ни словом не обмолвился о главном. О том, что удар, нанесённый руками “Pussy Riot” – это меткий, расчетливый удар постмодерна, направленный на откровенную десакрализацию нашего культурного и цивилизационного ядра, на ещё большую деморализацию русского человека. Пытаться защититься от него путём возбуждения уголовных дел или ужесточения законодательства – глупость, вызванная явным непониманием сути того процесса, олицетворением которого явились эпатажные перформансы “Pussy Riot”. Постмодерн не разговаривает с нами на языке материализма или привычной логики, коей проникнут любой изданный государством юридический акт. Он, хоть и в крайне извращённой форме, обращается именно к духовному началу, умело стремясь разбудить в человеке тёмные, разрушительные инстинкты. Так разве написанные на бумаге статьи законов или даже строки приговоров помогут остановить прущий на тебя нечестивый дух?
Наше общество крайне уязвимо перед атаками постмодерна, в первую очередь, потому, что оно само по себе, без всяких “Pussy Riot”, отравлено его ядом насквозь, с головы до ног. Та форменная истерия, которую эта панк-группа сумела в нашей стране вызвать – уже есть ярчайшее свидетельство глубокого духовного кризиса. Если общество находится в состоянии непрерывного распада, если его смыслы и ценности в реальности не воспринимаются таковыми значительным числом своих членов, если цветастые колготки и натянутые на голову чулки повсеместно находят живой отклик, заставляя людей совершать в знак солидарности акты форменного вандализма, то бороться надо не с конкретными охальницами из “Pussy Riot” или какой-нибудь там арт-группы “Война”. Бороться надо за очищение самого общества, подвергающегося сильнейшей социальной деструкции.
Как можно уповать на эффективность уголовных статей, когда наша культура при прямом попустительстве и даже потворстве тех, кто сегодня лицемерно старается принять позу защитника общественной нравственности, безостановочно и методично разрушается вот уже свыше двадцати лет?
Как можно, находясь в здравом уме, с одной стороны, грозно хмурить брови и требовать максимально жёсткого наказания для постмодернистских провокаторов, а с другой, не высказать и полуслова осуждения так называемой “культурной элите”, из года в год посредством кино, прессы и ТВ вливающей в души людей откровенную мерзость? Что, никто не понимает, что не будь этого многолетнего расчеловечиванья, и сам феномен “Pussy Riot” в нашей стране был бы невозможен? Никто не желает признать, что сила “Pussy Riot” в нашей собственной слабости?
Если бы русский народ не получил жесточайшие травмы в результате той социокультурной катастрофы, что, начавшись в 80-е, продолжает разворачиваться и поныне, ему не были бы страшны никакие хитроумные Петры Верзиловы вкупе с либеральными СМИ. Сколь бы не был отвратителен их шабаш, он не вверг бы русское общество в состояние массовой истерии. От пляшущих панкушек все просто бы отвернулись с брезгливостью, как отворачиваются от помешанных.
Бурный успех так называемого постмодернистского искусства в нашей стране, охватившего уже практически все сферы культуры (литература, кино, музыка, живопись и т.д.) – это уже наглядный симптом тяжёлого социально-психологического недуга. Раз среди нас в таком количестве существуют изготовители подобных помоев - значит, с завидным постоянством находятся и потребители. Сознание миллионов людей давно уже пребывает в состоянии шизофренического расщеплёния. Самые вульгарные проявления постмодерна парадоксальным образом уживаются в нём с вошедшей с недавних пор в моду показной набожностью и следованию обрядовой стороне православия. Не стремясь заводить крепкие семьи, по многу лет живя в так называемых “гражданских браках”, руководствуясь в повседневной жизни совершенно не присущими русскому обществу поведенческими стереотипами, многие наши сограждане, тем ни менее, называют себя православными христианами, вешают на шеи крестики, толпами рвутся к поясу Богородицы и светят в церквях пасхальные куличи.
Стоит ли удивляться, что акция “Pussy Riot” вызвала такое смятение в их умах? Ведь с одной стороны людям уже все уши прожужжали про абсолютную неприкосновенность в “цивилизованном обществе” таких вещей, как свобода творчества и самовыражения художника (и это накрепко засело в мозгах!), а с другой – в народе по-прежнему достаточно прочно укоренён консервативный архетип, заставляющий инстинктивно воспринимать “панк-молебен” на алтаре как кощунство и мерзость. Истерию вокруг “Pussy Riot” вызвало не собственно само их деяние, а скорее тот социальный и культурный контекст, в который оно оказалось вписано.
В ином обществе, не столь подверженном воздействию постмодерна, подобная выходка эксцентричных дамочек точно не спровоцировала бы того психоза, что начался в России. Так, например, проделки украинских феминисток в Белоруссии не вызвали сколько-нибудь значимых социальных последствий. Властям этого государства не потребовалось прибегать к уголовным преследованиям для того, чтобы их приструнить – само общество “не повелось” на вызывающе обнажившихся в центре Минска девиц.
“Pussy Riot” и им подобные не есть первопричина болезни. Они – лишь особо агрессивные микробы, набрасывающиеся на уже поражённый организм. Первопричина – в нас самих, в наших социокультурных трансформациях последних десятилетий, в противоестественном типе современного российского жизнеустройства, при котором на поверхность вырывается почти исключительно мутная пена, а всё ценное, честное, человечное томиться на дне. И не надо кивать на Европу – мол, там происходит то же самое, если не худшее. В данном случае, чем скорее мы отмежуемся от Запада и его норм, тем весомее наши шансы на выживание. Стереотип раболепного преклонения перед любыми западными порядками давно пора отправить на свалку русских исторических заблуждений.
Если такое желание пробудится у миллионов людей, то его можно будет рассматривать как один из первых шагов к духовному исцелению.
Комментарии
http://www.proza.ru/2011/11/29/950
смешно читать- прошмондовки- делают какой -то вызов обществу и обнажают какие- то проблемы.
шлюхи- это шлюхи и обнажают они только то что и положено им обнажать.
закон сказал свое слово
и правильно.
а либеральная шелуха- только лишний раз напомнить- шо б не забывали-
забвение для них- самое худшее что может быть-
- бабки рубить надо ,
вот и пишут такие статейки- под видом сокрушения от нахлынувших проблем
да по фиг и по барабану,
шлюхи сидят и сидеть будут и
все прочие- кто будет посягать на наши ценности-
В конце 80-х годов вспомнился вот такой случай. Заскочил я в троллейбус, слышу, как одна бабуля, отпускает не приличные словеса в адрес мужчины, который спокойно стоял и держался за поручень.
Из-за чего вышел весь сыр-бор незнаю, но бабуся, как только могла поливала мужчину крепкими выражениями.
В конце ссоры: ты такая раз этакая сволочь, сказала бабуля, мужчина повернулся к ней и спокойно сказал: да, я сволочь, в салоне повисла тишина, бабулю надо было видеть, она наверное подзаряжалась таким образом "опуская" людей, а тут вдруг бац.., и все закончилось (для бабули так уж точно, как она не хотела).
Не надо на них было извергать пламя драконово. Верующие должны были простить. Понимающие понять. Не понимающих должен быть мизер. Такой мизер, что сейчас, мало кто помнил бы об эт...
- должен. Но вы упускаете один момент: акция пусей была активно поддержана проплаченными провокаторами в инете и сми. Не сами пуси, а именно эти провокаторы так раскачали ситуацию у довели ее до такого накала. И это было запланировано с самого начала. Именно в этой шумихе и либерастическом вое состояла суть операции, а не в в самом выступлении девиц. Сами девахи в начале событий не знали и не ожидали, что их так используют.
Сейчас мало кто не понимает, что это спланированная акция, вопрос в другом, что акция удалась...
" А вот сейчас подражателей не видать, т.к. сидеть 2 года не хочется никому даже за большие гранты и за всемирную известность."
Есть такая история, про кубинских революционеров, так вот, там люди знали и понимали на что шли. Пусть не документально, в фильме Копполы "Крестный отец" показано, а точнее озвучено Майклом Корлеоне: "Я видел, как сейчас на моих глазах повстанец взорвал а себе бомбу"...
Это не призыв, это только про то, что люди одержимые всегда будут объяснены.
Вы говорите прокатилось по России, а что именно?, Вот это дерьмоволна, она должна сподвинуть, Вас, меня, других..,
Я отвечу за себя, если я что-то хочу, по вере или иначе, разве два года меня свернут с пути?
Так вот я хотел сказать о хладнокровие в некотором смысле, и от прощения, настоящего прощения больше позитива, пусть потом, кто не испытывал такое, попробуйте.
Вот недавняя перепалка с одним из пользователей:
" " Тебе барану вилы в сраку нужно всавить, чтобы хотя в чём нибудь прозрел."
Если тебе, заботливый ты мой, пришлось пройти эту процедуру, чтобы "прозреть", то я лучше останусь "не зрячим"."
На этом, как говориться всё и закончилось.
Не хватает терпимости, чуть что, сразу за автомат...
Автор сам-то не в этом психозе, постоянно поднимая и мусоля эту тему, которая уже на ушах навязла? Кто эту истерию провоцировал день за днём, поставляя ежедневно `вести с полей`? Нет и и не было в обществе никакой истерии, кроме журналистской. И всё общество по определению не может в едином порыве `осудить`, а большинство этого общества, как раз таки, и осудило.
И люди давно кричат о той мерзости, что льётся с экранов телевизора, и большинство эту `культурную элиту` не считает таковой. Да только на глас общественности нашим властям начхать. Так скорее сам автор находится `в состоянии шизофренического расщеплёния`, а не общество, которое давно уже не едино и монолитно, поэтому и точек зрения вагон и маленькая тележка.
Не говоря уже о том, что давно применяются технологии по формированию того `общественного мнения`, которое нужно нашей `элите`.
Эти девицы дали возможность разобраться ху из ху. И лично я `отвернулась с брезгливостью, как отворачиваются от помешанных` от некоторых из тех, кому раньше симпатизировала и видела в н...
Озабоченность же вызывают совершенно посторонние вещи, которые случайно высветились в процессе: демонстративно беззаконное судилище и демонстративное сращивание поповской ОПГ с властью.
- верно. Сплясали бы они вот так в 70-е годы и какую бы получили реакцию? Да никакой. Общество просто отвернулось бы от них с брезгливостью, как от дебоширящего пьяницы. Ну вызвали бы милицию, дали 15 суток. И забыли бы про них, кому они нафиг нужны.
Потому что общество было вполне уверенно в своих понятиях добра и зла. А сейчас эти понятия во многом размыты, и они дальше продолжают размываться и подменяться.
От одного видеоклипа Pussy Riot.
12 страдальцев из Новосибирска
Определились с суммою иска.
http://www.proza.ru/2012/04/29/1065