К 2015 году коммуналка съест 15 процентов дохода семьи

Расходы россиян на ЖКХ будут расти. К 2015 году придется тратить 15% семейного дохода на коммунальные услуги. К 2020-му этот показатель должен снизиться до 11%. Но раньше Минрегион планировал ограничить расходы 7% к этому времени. Теперь власти признали: не получится. Слишком много в сфере проблем. Треть коммуникаций надо менять, а инвесторов привлечь так и не удалось.

Чиновники разрабатывают новую систему тарификации. Предприятия ЖКХ планируют перевести на долгосрочное тарифное регулирование, а граждан заставят экономить. За потребление сверх установленной нормы платить придется больше. С 2013 года такая система будет действовать в пилотных регионах для электроэнергии, с 2014 года правила станут обязательными на всей территории страны.

Вот что рассказал разработчик жилищного законодательства, эксперт по тарифам ЖКХ Дмитрий Хомченко:

«По отношению к электроэнергии Владимирская область живет уже несколько лет в режиме эксперимента. Все будет зависеть от того, насколько будут корректно определены соответствующие социальные нормы. Это стимул для экономии, с одной стороны. С другой стороны, это очередной механизм, который позволяет помогать наиболее нуждающимся. Потому что чем выше у человека уровень дохода, тем выше у него уровень потребления, тем больше коммунальных ресурсов он потребляет. Если человек обеспеченный, он может себе позволить два холодильника, в санузлах и на кухне гораздо больше бытовой техники.

Прежде всего, это делается для привлечения инвесторов.

Потому что инвестиции не идут сегодня как раз из-за тарифного регулирования, когда непонятно, какие тарифы будут не то что через пять лет, а уже в следующем году. Инвесторы стараются не делать даже краткосрочных вложений, потому что полная непрогнозируемость. Переход к долгосрочному тарифному регулированию – это как раз уход от действующих методов, когда предприятие каждый год отчитывается о своих затратах и на базе этих затрат с учетом некоего повышающего коэффициента получает тарифы на следующий год. Что, с одной стороны, толкает предприятия к увеличению исходной расчетной базы. С другой стороны, превращает тарифное регулирование в торг между регулятором и субъектом регулирования. Один говорит, что мне надо столько-то, а лучше в пять раз больше, а регулятор говорит: не могу, есть ограничители в качестве предельных индексов, есть платежеспособные потребители.

Если мы один раз договоримся, что предприятие привлекает сумму средств, вкладывает ее, потом в течение пяти лет эти деньги из тарифа возвращаются, то мы, во-первых, получаем прогнозируемый тариф на пять лет, а во-вторых, мы получаем возврат инвестиций. Это не только метод дохода на вложенность капитала, это может быть и простой метод индексации, когда мы договорились, что тарифы растут не выше, чем уровень инфляции плюс 3 процентных пункта. Отсюда мы уже смотрим, что за эти деньги можно отремонтировать, а не живем по факту ремонта того, что уже порвалось, причем вчера».