"От миграции все равно никуда не деться"

На модерации Отложенный

Русский народ - это много разных этносов в одном государстве, утверждают авторы Стратегии национальной политики, окончательный вариант которой должен быть представлен президенту 1-го декабря. Еще в ней говорится, что этнические конфликты возникают на почве коррупции и социального неравенства, из-за недостаточной роли культуры в воспитании патриотизма. Руководитель рабочей группы по разработке документа Вячеслав Михайлов попробовал убедить PublicPost, что все это можно победить.

- Вячеслав Александрович, прошлая аналогичная концепция была принята в 1996 году, с тех пор вопрос не раз поднимался и "Единой Россией", и лично Путиным в своей предвыборной программной статье, но так ничего и не было сделано. Почему?

Путин говорил об этом еще в 2002 или 2003 году, когда только стал президентом. Но тогда речь шла о внесении корректив в концепцию 1996 года. Но больше 10 лет ее просто не удавалось трансформировать: она исходила из реалий начала 90-х. Это было очень сложный период, шла чеченская война. В этом документе, не умалявшем роль этнического фактора, государство было представлено больше как государство нации.

- А как новая стратегия поможет в борьбе с обычным таким бытовым национализмом?

В нашей рабочей группе много представителей Северного Кавказа, и главное в стратегии - идея единой политической нации. Гражданской, а не этнической. Хотя, конечно, есть опасения, что под этим флагом могут быть ущемлены республики. Такой троянский конь. Поэтому мы разъясняем необходимость сохранения и этнокультурного многообразия, уважения духовности, самобытности, учета традиций.

- О каком уважении духовности может идти речь, когда даже в Москве банально не хватает мечетей? В итоге на Курбан-байрам, на Ураза-байрам люди перекрывают улицы, а местные жители их за это ругают. Не говоря уже о том, что 4 ноября - День национального единства, в который представителям диаспор советуют не выходить на улицу.

В условиях внутренней и внешней миграции, от которой все равно никуда не деться, должно быть взаимоуважение.

Не должно быть столкновений, это вопрос воспитания. Красная нить, которая проходит через весь наш документ, что главная стратегия - это культурная политика. Необходимо изучать историю не просто России, а народов России. А у нас в образовательном процессе это отсутствует, несмотря на то, что государство всегда было построено на полиэтничности. Сейчас же сказывается недостаток школьного, вузовского образования, образования госслужащих.

- Конечно, можно сейчас начать учить детей, что нужно уважать друг друга, но что делать со взрослыми?

Что такое экстремизм, национализм? Мы пытаемся искать истоки в самой этничности, но это результат иных, социальных факторов. В большей степени проблем социально-экономических и политических. А их издержки переводят на этничность, все легко списать на форму носа.

- То есть ужесточение законодательства не поможет?

Можно ужесточать как угодно, но если мы не ликвидируем огромный социальный разрыв, то конфликты будут продолжаться.

- Но мы наблюдаем и обратную картину. Мои друзья из Ставрополья рассказывают, что многие бегут из региона из-за экспансии жителей северокавказских республик.

Северокавказский федеральный округ вообще был выстроен непродуманно, и это привело к обострению ситуации. Что касается вытеснения, это связано с формированием рабочих мест. Но уже ясно, что при принятии важных решений необходимо проводить и этнологическую экспертизу, а не только экономическую и политическую. Понять, как нововведение скажется на отношениях в регионах.

- Рассказывают и о проблемах в Чечне, где во всех садиках детей теперь учат исламу.

Я бы не ставил вопрос защиты этнических русских. Есть единое образовательное пространство, но в нем есть этнический компонент. В этом нужно внимательно разбираться, а не превращать в конкурентную среду. В Москве же создаются специальные классы в школах. Так что процессы усложняются, но у каждого должна быть возможность выбрать правильный вариант для себя.