Нелегальную аренду разоблачают не спеша
Грозное обещание столичных властей — начать проверку сдаваемых и снимаемых квартир на предмет уплаты их владельцами подоходного налога — понемногу исполняется. Хотя не спеша и, что называется, "без фанатизма".
Мероприятие с участием корреспондента "Росбалта" даже "рейдом" не назовешь – что-то вроде джентльменской прогулки. Вместе с участковым инспектором полиции они в четверг направились в старый московский район Патриарших прудов. По поступившей "оперативной информации" от населения, тут сдается четырехкомнатная квартира в Большом Козихинском переулке, и как-то уж больно "с размахом" сдается, судя по численности жильцов.
Старый кирипичный дом капитально отремонтирован по-современному. Квартира, которой идет речь – из бывших коммуналок. Сама хозяйка в ней не живет – в одной из комнат она поселила пожилую родственницу, а остальные три действительно сдаются.
Дверь открыли два молодых человека – братья из Белоруссии. Старший – лет 30 с бородкой, младший – лет 17-18, безусый, оба очень симпатичные. Больше дома никого нет, даже бабушка ушла в Пенсионный фонд. В открытую дверь видно, что квартирный антураж евроремонту не подвергался: старые обои и деревянные двери, покрашенные масляной краской кремового цвета.
Участковый и сам не собирался ломиться внутрь. Он спросил, есть ли у жильцов договор об аренде. Каковой договор был тут же с готовностью предъявлен – более того, молодые категорически заявили, что договор обязательно надо иметь.
"Я вместе с братом Евгением снимаю одну комнату с августа, — рассказал младший брат Олег. – Договор нами заключен на год. Все-таки, считаю, что лучше, чтобы это было закреплено как-то, именно юридически. Мы платим за комнату 25 тыс. рублей в месяц плюс коммунальные расходы. Всю коммуналку жильцы оплачивают вскладчину. В соседних комнатах – по два-три жильца, кроме нас все из Российской Федерации, в одной комнате семья живет, в другой – компания. Все разные, но живем все очень спокойно – конфликтов нет, даже на удивление"
"На самом деле, если это мегаполис, огромный город, то нужно, чтобы все документы были в порядке, — подтвердил старший брат Женя. — Чтобы было и нам, и хозяйке удобно работать. Меня в этом все устраивает. Проверки не первый раз. И это абсолютно правильно. Должен быть контроль, меньше будет возникать проблем".
Вопрос о том, платит ли хозяйка подоходный налог, задавать жильцам некорректно и нелогично, это вообще не их дело. Информацию по данной квартире участковый передаст в налоговую инспекцию для дальнейшей работы. Кстати, если бы договора не оказалось, если бы жилец сказал "Я тут бесплатно живу у хороших друзей", — действия полиции были бы те же самые. Еще участковый спросил бы у приезжих регистрацию (и в случае отсутствия таковой), информация пошла бы также и в отделение ФМС. Врываться в жилье и крутить руки участковый не собирался.
Прямо-таки идиллия какая-то. Конечно, могут сказать – это, мол, в присутствии прессы, и к тому же в фешенебельном центральном квартале. Вон, в Бирюлеве чиновница управы аж на внешний замок заперла жильцов на сутки (еще каким-то образом это замок привесив снаружи на квартирную дверь). Впрочем, компетентные источники объяснили корреспонденту "Росбалта", что грубое самоуправство в Восточном Бирюлеве, конечно, имело место быть – и уголовное дело справедливо возбуждено. Только случилось это все отнюдь не в ходе проверки арендного жилья.
Фешенебельный центр действительно отличается от спальных районов – прежде всего, тем, что, как пояснил участковый, в центре и в наши дни хозяева предпочитают сдавать квартиры по договору.
Жилье здесь очень дорогое – даже за комнату в коммуналке на втором этаже (а квартира де-факто продолжает выполнять функции коммуналки, причем, с нормами жилплощади, близкими к сталинским) – 25 тысяч в месяц. Хозяину лучше подстраховаться. А то мало ли – "протекут" твои жильцы, а внизу помещение с дорогущим евроремонтом. Если договора нет – плати, хозяин, за ремонт, выворачивай карманы.
Но значит ли это, что все собственники-обладатели договоров платят налог? Этот вопрос остается пока непроясненным, ответ на него призваны дать ближайшие месяцы. Естественно, на окраинах все и дешевле, и проще: налогов там почти никто не платит и к нотариусу лишний раз не обращается.
И у радетеля городских интересов тоже могут возникнуть вопросы: если так, по одной квартирке не спеша проверять, то это же на полвека растянется?! Действительно, кавалерийских атак нет. Да официальные городские лица и сами говорили, что делают ставку не на скорость, а на систематичность и дотошность постоянной работы с населением. Все же, момент визита участкового дает кое-что почувствовать.
Хотя люди, которых можно считать в данном вопросе экспертами, сохраняют скепсис. "На эту тему сложно говорить, поскольку можно исходить только из практики. Практики пока такой нет. Я слышал о таком случае: осуществлялась проверка какой-то юридической фирмы, и среди ее бумаг нашли, в том числе, документы, что какая-то хозяйка заключила договор аренды с этой фирмой, сдавала квартиру и получала за это деньги. Были подтверждения, платежи и пр. И ее оштрафовали", — заметил корреспонденту "Росбалта" знакомый риелтор.
По его мнению, 13% — "это очень большой налог, и такие деньги точно никто не будет платить". "Просто люди будут себя вести осторожнее, – предположил специалист по недвижимости. — Посмотрим, что власти будут вменять. Может быть, хозяева станут указывать заниженную цену в договорах, может быть, кого-то регистрировать из жильцов. Но даже если жильцы покажут полиции этот договор, хозяин всегда может сказать, что денег не получал. Да, заключили, да, договорились, но вот не сложилось".
Правда, кое-какие меры риелтор даже готов властям предложить. "Могут подставных нанимателей посылать, которые при передаче денег вас поймают за руки, – заметил он. — Но, чтобы это массовый характер приняло…"
"Собственник жилого помещения не обязан предоставлять информацию о том, сдает он квартиру в наем или не сдает, — подтвердил корреспонденту "Росбалта" член московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Зиннур Зиннятуллин.- По закону он должен эту информацию предоставлять в налоговые органы, если он получает какую-то прибыль. Но реализовать эту законодательную норму на практике чрезвычайно сложно. Органы государственной власти не имеют права заниматься выявлением сдаваемых квартир. Без решения суда туда никто не может проникнуть, и участковый не выявит, какой сейчас человек там проживает. Надо будет где-то договор этот найти. А если его нет, нужны показания хотя бы одной стороны. Или там просто проживает какой-то гость на безвозмездной основе? Даже если будет найден перевод с одного счета на другой – никто не докажет, что это перевод именно за квартиру".
У адвоката есть свой рецепт решения ситуации. "Один из вариантов, того, что государство может сделать на законодательном уровне – ввести обязательную регистрацию договора найма, — считает Зиннятуллин. — Сделка является заключенной с момента ее регистрации. Тогда будет проще государству выявлять недобросовестных налогоплательщиков, потому что в органах Росреестра будет нужная информация"
Комментарии
P.S. Для справки: я своё жилье в аренду не сдаю.